В феврале-марте этого года на финансовом рынке случился резкий обвал. Но частные инвесторы быстро поняли, что кризис — это возможность для инвестиций. После первой эмоциональной реакции и распродажи они начали скупать подешевевшие активы. А кто-то специально продавал бумаги, чтобы потом выкупить их по более низкой цене. В итоге паника оказалась недолгой: финансовые рынки восстановились быстрее, чем в кризис 2008 года, — всего за четыре месяца. И те, кто хладнокровно покупал бумаги в марте, уже в июне-июле получили прибыль.
Сейчас рынки восстанавливаются, а пандемия идет на спад. Но борьба с коронавирусом не окончена. Мировой экономике в лучшем случае предстоит восстановиться от последствий локдауна, в худшем — пережить вторую волну. В какие активы еще можно вложиться, чтобы заработать, а в какие — уже не стоит?
Весной инвесторы скупали акции компаний, которые выиграли от введенных из-за пандемии ограничений: это сервисы для удаленной работы, онлайн-развлечений, компании из сферы телемедицины и e-commerce. Быстрее всех росли акции компаний в области здравоохранения, товаров массового потребления, IT и телекоммуникаций.
По мнению руководителя отдела по инвестиционному консультированию «Тинькофф Инвестиции Премиум» Кирилла Комарова, спрос на эти сферы будет расти и дальше. Но инвесторам нужно быть осторожными: из-за ажиотажа стоимость акций отдельных компаний подскочила на 100–200%, и теперь их может ждать коррекция. «Некоторые активы уже перегреты, мироощущение инвесторов меняется, и коррекция в них может наступить раньше, чем многие ожидают», — предупреждает Комаров.
Аналитики «Тинькофф Инвестиции Премиум» еще в марте подготовили для своих клиентов среднесрочную стратегию инвестирования до конца 2020 года, обновив ее на фоне распространения коронавируса и кризиса на рынке нефти. В стратегии они прописали возможные сценарии развития событий и указывали, что снижение на рынке — это отличная возможность для входа в дешевые активы. Например, в бумаги пострадавших от кризиса нефтедобытчиков, компаний банковского сектора, одежных ретейлеров.
Одно из самых перспективных и популярных направлений — фармацевтика. Инвесторы пытаются угадать, какая из компаний первой сможет создать вакцину от коронавируса, так как акции компании-победительницы начнут расти раньше, чем будет доказана эффективность вакцины. По данным McKinsey на июль 2020 года, 17 из более 220 разработанных вакцин уже проходят клинические испытания на людях.
Но Кирилл Комаров не советует вкладываться в стартапы, чей бизнес и доход полностью зависят от успехов в разработке вакцины. По его мнению, лучше фокусировать внимание на крупных фармкомпаниях. «В случае провала стоимость перегретых акций небольших компаний может упасть на 80%. А фармгиганты, даже если у них ничего не получится с вакциной от COVID-19, более надежны. Инвестор может рассчитывать на дивиденды и перспективы роста в других областях», — объясняет он.
Некоторые крупные фармкомпании сейчас заключают контракты с государством на поставку вакцины. Так, например, правительство США недавно подписало договор с Pfizer на покупку 1 млн доз вакцины, как только ее одобрят. Также о поставках вакцины на $400 млн уже договорилась компания Moderna.
Менее очевидная идея, фигурирующая в стратегии «Тинькофф Инвестиции Премиум», — акции авиаперевозчиков. Они сильно подешевели из-за практически полной остановки бизнеса в период локдауна. По мере открытия границ между странами и возобновления внутренних перелетов котировки авиаперевозчиков, особенно имеющих серьезную долю выручки именно от полетов внутри страны, таких как Delta Air Lines, восстанавливаются быстрее.
Среди минусов подобных вложений — длительный горизонт инвестирования. У многих авиакомпаний и до ковида была высокая долговая нагрузка, а из-за кризиса она может вырасти. «Но даже если пандемия затянется, компании восстановятся, но позже. Это история, в которую надо входить с расчетом не менее чем на три года», — говорит Комаров.
Но как бы привлекательны по стоимости ни были бумаги из некоторых пострадавших отраслей, во избежание рисков нужно анализировать конкретный сегмент. Аналитики «Тинькофф Инвестиции Премиум» отмечают, что некоторые из них не смогут восстановиться после пандемии (или сделают это в последнюю очередь).
В качестве примера Кирилл Комаров приводит бизнес компаний, специализирующихся на круизных лайнерах. Для туроператоров слишком затратно возить туристов, соблюдая меры предосторожности и не загружая лайнер на 100%. «Сыграет против спроса на круизные лайнеры и страх клиентов. Если на судне окажется зараженный вирусом человек, всех пассажиров могут закрыть на корабле на неопределенный срок: такие случаи были весной. Так что клиенты будут этого бояться и спрос будет слабым», — отмечает Комаров.
В недвижимости таким рисковым сегментом стали торговые центры. В последние два года финансовые показатели торговых центров, особенно в США, ухудшались. Локдаун усугубил их положение, поскольку люди распробовали покупки онлайн. По мнению Кирилла Комарова и его команды, привычка покупать онлайн, выработанная за месяцы карантина, у большинства людей сохранится, и бизнес торговых центров вряд ли восстановится до прежних уровней.
Производители автомобилей, как и торговые центры, еще до пандемии начали ощущать на себе падение спроса и снижение доходов населения. Некоторые из них выплачивают высокие дивиденды. Но если думать о среднесрочной перспективе, тренд очевиден: продажи авто падают, в том числе из-за растущей популярности каршеринга и доступности такси. По мнению аналитиков «Тинькофф Инвестиции Премиум», если и вкладывать в автоиндустрию, то лучше через акции производителей запчастей и автомастерских: в кризис люди склонны ремонтировать старые авто, а не покупать новые.
Независимо от перспектив профильной отрасли теперь нужно тщательнее вникать и в бизнес самой компании. Многие могут не пережить кризис, поскольку и до него испытывали проблемы. Сейчас пока непонятно, какие компании справились с кризисом, а какие — нет. Так что при формировании портфеля на несколько лет лучше выбирать надежные компании.
По мнению Кирилла Комарова, в качестве критерия надежности можно использовать дивидендную политику. «Инвестировать в компании, которые не стали отменять дивидендные выплаты, — это более безопасная стратегия на российском рынке, нежели делать ставку на восстановление падших из-за коронавируса ангелов», — говорит Кирилл Комаров.
Кроме этого, инвесторам не стоит рассчитывать на быструю прибыль, поскольку неизвестно, когда закончится пандемия и восстановится экономика. «Трудно предсказать, сколько еще мы будем бояться вируса. Активы, имеющие большой потенциал восстановления пусть даже в перспективе трех-четырех лет, — это тоже очень хорошая инвестиционная возможность», — отмечает Кирилл Комаров.
И конечно, выстраивая стратегию, инвесторам нужно держать в уме риски, способные повлиять на положение рынков до конца 2020 года.
- Вторая волна пандемии. По мнению аналитиков «Тинькофф Инвестиции Премиум», это самый главный риск для инвесторов. С ними согласны и коллеги по рынку. «Если будет вторая волна, то восстановление экономики неминуемо замедлится», — говорит Александр Кудрин, главный стратег по макроэкономике и долговым рынкам АТОН. Однако, считает он, даже если вторая волна придет, карантинные ограничения будут фрагментарными, а удар не станет столь мощным, как весной. Системы здравоохранения и правительства сейчас гораздо лучше готовы к сценарию пандемии, чем в начале года, поясняет Кудрин.
- Торговая война между США и Китаем. Конфликт между двумя крупнейшими мировыми экономиками никуда не исчез. От предыдущего раунда торговой войны пострадали все финансовые рынки, напоминает Кудрин. «Это «холодная война», которая может «теплеть» и наоборот, но не стоит рассчитывать, что она исчезнет», — соглашается Комаров.
Конфликт между США и Китаем дает о себе знать, несмотря на пандемию, поэтому инвесторам не стоит о нем забывать. В мае, например, американская биржа NASDAQ ужесточила правила размещения ценных бумаг и контроля над ними. Меры коснулось в первую очередь небольших китайских компаний и их бухгалтерских практик. Власти США объяснили свои действия тем, что не могут качественно анализировать данные об их финансовых показателях. Но и крупные китайские компании сигнал считали: в июне SPO на родине провели ранее размещавшиеся на NASDAQ интернет-гигант JD.com и разработчик онлайн-игр NetEase. - Выборы в США. На темпы восстановления мировой экономики может повлиять и главное политическое событие года — президентские выборы в США. Сейчас в борьбе за президентское кресло лидирует кандидат от демократов Джо Байден. В случае победы демократов стоит ожидать роста субсидий в сфере возобновляемой энергетики и дефляции военного бюджета США. Это, в свою очередь, скажется на акциях оборонного сектора и энергетической промышленности.
Подробнее про развитие основных трендов — в нашем слайд-шоу.
* Ознакомиться с информацией, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законодательством, а также с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию можно на сайте.
** АО «Тинькофф Банк», лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14050-100000, лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 045-14051-000100, выданы Банком России 06.03.2018 г. (без ограничения срока действия).
Тренд:
Стоимость нефти восстановится вместе с оживлением спроса.
Выход из локдауна и новая сделка ОПЕК+ благоприятно сказались на стоимости нефти. После катастрофического падения в апреле до $16 за баррель цена барреля нефти марки Brent в августе достигла $45. В конце года, полагает агентство Fitch, цена будет похожей, а потом начнет плавно расти.
Риски:
— нарушение соглашений странами ОПЕК+;
— большие запасы нефти, которые со временем выйдут на рынок и приведут к спекулятивным продажам.
Тренд:
Колебания курса у отметки в 75 рублей за доллар.
До конца года рубль вряд ли вернется к пугающей отметке в 80 рублей за доллар. На плаву его поддержат сильные фундаментальные показатели России: уровень золотовалютных резервов, низкий госдолг и продуманная макроэкономическая политика.
Риски:
— эскалация торговой войны между США и Китаем;
— снижение интереса иностранных инвесторов ко всему сегменту развивающихся стран.
Тренд:
Бумаги качественных эмитентов восстанавливаются, «мусорных» — ослабевают.
Облигации с инвестиционным рейтингом (LQD) восстанавливаются после провала в марте, а вот «мусорные» облигации (JNK) до сих пор находятся в красной зоне. Это связано с тем, что надежные и крупные компании смогли пережить кризис, а среди менее качественных эмитентов риски дефолтов резко возросли. Покупать такие бумаги в расчете на будущее восстановление опасно.
Риски:
— не все компании переживут кризис, некоторые могут объявить о банкротстве.
Тренд:
Отсутствие резких движений из-за выжидательной позиции ЦБ.
На последнем заседании ЦБ снизил ключевую ставку до 4,25% годовых, так что ее дальнейшее снижение маловероятно. Скорее всего, до конца года ЦБ займет выжидательную позицию. В связи с этим спекулятивные покупки ОФЗ в ожидании снижения ставки не оправданы. А вот для долгосрочных инвесторов, которые хотят зафиксировать доходность на несколько лет с максимальным уровнем надежности, ОФЗ остаются лучшим вариантом.
Риски:
— вторая волна пандемии;
— пересмотр ЦБ уровня нейтральной ставки.