Вот и посмотрел я «Аватар», первый фильм Джеймса Кэмерона после «Титаника», который другие ждут не дождутся поглядеть 15 декабря на открытии кинофестиваля в кризисном Дубае, 17-го, когда он появится в нашем прокате, или на худой конец 18-го, когда он наконец выйдет в США. Мое желание выплеснуть в блог сиюминутные впечатления подрубили на корню. Как и всех, допущенных на предварительный показ, меня заставили подписать документ, запрещающий высказываться о фильме до его выхода. Но все-таки замечу, что фильм не разочаровывает. И что масштабное кино, как и пророчили в Голливуде, похоже, пойдет после «Аватара», подобно В. И. Ленину, другим путем.
Про «Аватар» нельзя, зато про его показ — можно. Давно изумлен теми смешными и абсолютно тупыми методами борьбы с потенциальным пиратством, на которые по требованию Голливуда вынуждены идти наши прокатчики. На предварительных показах для кинопрофессионалов, а иногда и на VIP-премьерах наиболее крутых голливудских картин пришедших могут заставить сдать мобильники. Бывает, что проход в зал сопровождается шмоном: охранники прощупывают металлоискателями твои вещи, роются в сумках, заставляя показать то, что пискнуло.
Кого как, а меня это бесит. Во-первых, потому, что ничего подобного нет ни на Каннском, ни на Берлинском фестивалях, хотя там фильмы, в том числе голливудские, иногда показывают за полгода до выхода. Да, профессиональную видео- и фотоаппаратуру в Канне положено сдавать. Но уж никак не мобильники. Голливуд видит потенциальных преступников именно в русских кинокритиках, телеведущих и продюсерах? Если так, то это весело. Во-вторых, какому дураку могло прийти в голову, будто с помощью мобильника можно сделать сколько-нибудь удобоваримую запись блокбастера? В-третьих, почему я вообще должен сдавать мобильник? Я никогда не стану говорить по нему во время сеанса, но мне может прийти важная эсэмэска, на которую нужно срочно ответить. И я не хочу стоять в очереди за собственным телефоном по окончании просмотра. В-четвертых, почему мне должно нравиться, что меня держат за вора?
Короче, пару раз я не сдал мобильник просто назло и ради спортивного интереса: можно ли обмануть охрану? Элементарно. Способ первый. Нужен рюкзак с массой отделений и карманчиков. Мобильник спрятан внутри. Охранник начинает водить своим миноискателем — рюкзак в ответ пищит со всех сторон. «Что это у вас?» — «А это, — показываю,— мелочь в карманчике запищала». — «А это?» — «А это ключи». — «А это?» — «А это другие ключи... А это, должно быть, банковские карточки (кстати, они и впрямь пищат?)... А это отвертка для очков... А это швейцарский перочинный ножик, не отдам, не оружие». Короче, мобильник они не находят.
Способ второй. Мобильник — в кармане куртки, которую снял и прижимаю к себе. Куртки тоже досматривают. Но: я открыто держу в руке другой мобильник, старый. «Смотрите, — говорю, — вот мой телефон, в нем вообще нет камеры». Тут охрана идет на принцип, говорит, что в технике разбираться не обязана, что все равно надо сдать, в спор вмешивается знакомый представитель прокатчика, предлагает мне отдать телефон ему. С тем и прохожу в зал. Жаль, не списал я тогда на преступно пронесенный мобильный фильм-катастрофу «2012». То-то бы смотрелись землетрясения и извержения вулканов в крохотном телефонном окошечке!
На предпоказе «Аватара» шмона не было (хотя мобильники сдать и тут корректно попросили). Видимо, представители прокатчика понимали весь идиотизм ситуации. Фильм-то шел в формате 3D! То есть изображение на экране было размытым — оно фокусируется и обретает трехмерность, только когда надеваешь специальные очки (в случае с «Аватаром» очки другие, чем прежде. Тут некое новое, более идеальное 3D). Но по темному залу все равно бродили суровые охранники, тщательно следившие с помощью приборов ночного видения, нет ли в зале того кретина, который возжаждет записать — для семейного архива разве что — эту экранную нечеткость. Трудно быть киноохранником. Тяжелая, но нужная работа. Надеюсь, ребята хотя бы хорошие деньги получают.
И вот теперь — парадоксальное. Будь моя воля, я бы отбирал перед сеансом мобильники. И не только на предпоказах для избранных, но и на всех публичных сеансах. Но не ради борьбы с пиратством, а чтобы воспитать в стране культуру просмотра. У нас самая бесцеремонная публика в мире. В Берлине или Канне все сидят с мобильным, но если он у кого-то зазвонит (забыл выключить звук) или кто-то по нему заговорит, хозяина вынесут из зала ногами вперед. У нас же треплются кому не лень. Ладно случайные зрители. Сижу на премьере отечественного боевика. На сцену только что с помпой выходила гигантская съемочная группа. За мной сидит один из продюсеров фильма: у него трезвонит мобильник, и он — во время показа собственного фильма! — начинает громко трендеть.
Но это уже другая тема.