Россиянам с 1 сентября запретят размещать рекламу в Instagram и Facebook

Депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтениях законопроект о запрете рекламы на ресурсах организаций, деятельность которых признана в России нежелательной. Как напомнил председатель Госдумы Вячеслав Володин, аналогичный запрет уже действует в отношении рекламы на ресурсах иноагентов.
Законом запрещается распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных или международных организаций, деятельность которых признана нежелательной, а также на ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством. Помимо того, запрет коснется рекламы у общественных или религиозных объединений либо иных организаций, в отношении которых принято судебное решение о ликвидации или запрете.
Как отмечал ранее Володин, российские граждане и компании продолжают рекламировать свои товары и услуги в ряде социальных сетей, владельцы которых «ведут откровенно недружественную политику по отношению к нашей стране, распространяют заведомо ложную информацию и чуждые нам ценности». «Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране», — говорил Володин (цитата по думской пресс-службе).
По словам Володина, запрет на рекламу у нежелательных организаций перекроет «один из источников дохода для владельцев запрещенных информационных ресурсов».
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что некоторые россияне продолжают использовать Instagram и Facebook (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена), «что создает для владельцев таких противоправных информационных ресурсов возможность получать доходы от распространения рекламы, которые в совокупном размере выручки могут составлять от 50 до 90 %».
Блогер и основатель компании Biznesinalogi Евгения Мемрук в беседе с Forbes отметила, что государство системно усиливает контроль над цифровой рекламой и коммерцией в интернете: сначала ввели обязательную маркировку рекламы, затем рекламный сбор, потом специальные коды ОКВЭД для блогеров, а теперь — запрет на рекламу в заблокированных соцсетях.
«Предполагается, что закон направлен на борьбу с финансированием запрещенных соцсетей за счет рекламы российских блогеров. Однако нужно помнить, что таргетированная реклама, через которую соцсети действительно получают деньги, уже давно запрещена в России», — сказала она. По словам Мемрук, русскоязычные блогеры, рекламируя товары для своей аудитории, «стимулируют не западные платформы, а продажи российского бизнеса». С введением запрета на рекламу в некоторых соцсетях появляются вопросы о том, что вообще считать рекламой, добавила собеседница Forbes.
Поправки вносятся в федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «О рекламе», они вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
Понятие «нежелательной организации» появилось в российском законодательстве в 2015 году. Включение организации в реестр нежелательных означает запрет на ее деятельность в России, за сотрудничество с такими организациями и распространение их материалов грозит ответственность, в том числе уголовная.
В 2024 году в России был принят законопроект о запрете рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов. За несоблюдение ограничений предусмотрен административный штраф для граждан в размере до 50 000 рублей, а для юридических лиц — до 500 000 рублей.