Ударит по кошельку: общественники указали на вред закона о локализации такси

Сразу две общественные организации — Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) и Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» — обратились к председателю Государственной думы Вячеславу Володину с предложением создать при Комитете по транспорту рабочую группу по обсуждению законопроекта о локализации автомобилей такси, в которую необходимо включить общественников. С документом ознакомился Forbes. Его подписантами являются председатель СПРФ Алексей Койтов и председатель «Цифрового мира» Валерий Корнеев. Оба подтвердили изданию подлинность документа. Forbes направил запрос в Госдуму.
В первую очередь общественников беспокоит возможный рост цен на услуги такси. По их мнению, новую волну подорожания может вызвать тот факт, что значительную часть перевозчиков (более 75%) в России составляют самозанятые водители и индивидуальные предприниматели, которые, в случае принятия закона о локализации, не смогут позволить себе приобрести новые машины и покинут профессию. Число самозанятых в этом секторе таким образом сократится, а цены на услуги вырастут, по разным оценкам, в среднем на 15–30%, отмечается в документе.
При этом снизится уровень комфорта в такси, так как отечественные машины пока уступают в этом параметре используемым на данный момент, говорится в документе. «В средствах массовой информации в последнее время идет активное обсуждение претензий к удобству, качеству и экономическим характеристикам продукции российского автопрома даже в эконом-сегменте, — говорит председатель Союза потребителей Алексей Койтов. — Мы признаем и поддерживаем суверенное право нашей страны на оказание предпочтения отечественному производителю, но, если принимаемые законы могут ударить рублем по кошельку потребителя либо иным образом затронуть его интересы, то необходимо провести публичные обсуждения этих вопросов при подготовке проектов нормативных правовых актов».
Для этого эксперт предлагает распространить действующий механизм оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нормативно-правовых актов на потребительскую аудиторию, по аналогии с тем, как это действует в отношении предпринимателей.
Представители потребительского сообщества должны принимать участие в конфигурировании требований к автомобилям, которые российская промышленность может предложить для использования в такси, согласен и председатель союза «Цифровой мир» Валерий Корнеев. «Вместо того чтобы навязывать рыночным субъектам неподходящие им автомобили, использование которых приведет не только к очередному скачку цен для пассажиров, но и снизит их удобство пользования, производители должны разработать линейку устраивающих всех моделей для такси, как это делают большинство мировых автоконцернов, — говорит он. — И в первую очередь устраивающих пассажиров как потребителей этих услуг».
Поддерживают общественников и таксисты. По их мнению, от того, в каком виде будет в итоге принят законопроект, зависит само существование отрасли.
«Важно сейчас определить, на каких машинах перевозчики будут возить пассажиров, — говорит в беседе с Forbes исполнительный директор «Национального совета такси» Наталия Лозинская. — В текущей редакции законопроект преимущественно учитывает интересы отдельных отечественных автопроизводителей и лишает перевозчиков выбора автомобиля, сводя его к нескольким моделям отечественного производства. Эти машины, по словам опрошенных нами собственников и руководителей таксопарков, им покупать экономически нецелесообразно из-за простоев этих авто и приносимых таким образом убытков». По ее словам, если перевозчики будут вынуждены пересесть на машины, использование которых уводит экономику предприятия в минус, и при этом не получат никакой господдержки для компенсации этих убытков, они могут обанкротиться и закрыться. «Уменьшение числа перевозчиков приведет к повышению цен на поездки, от этого пострадает пассажир», — предупреждает Лозинская.
Она уверена, что к обсуждению этого законопроекта и внесению в него корректировок обязательно нужно подключить представителей перевозчиков и пассажиров. «Должен быть услышан голос коммерческих перевозчиков относительно того, что нельзя им запрещать выбирать, на каких машинах возить клиентов, должен быть услышан голос пассажиров по вопросу того, хотят ли они ездить на машинах, которые не они выбирали», — заключает Лозинская.
Считает обоснованными опасения и риски, которые высказывают представители отрасли и объединения по законопроекту о принудительной локализации автомобилей в такси, и представитель крупнейшего агрегатора «Яндекс Такси». «Для выработки сбалансированного решения необходим диалог со всеми сторонами, включая таксопарки, автопроизводителей и пассажиров, — уверен он. — Мы готовы создать площадку для обсуждения и вместе выработать варианты, как обеспечить развитие такси с учетом задач поддержки отечественного автопрома».
Ранее союз «Цифровой мир» направил письмо в правительство России с предложением создать согласительную комиссию с участием правительства, агрегаторов и таксопарков для обсуждения требований к локализуемым автомобилям для такси. По данным союза, некоторые требования законопроекта устарели или же их нельзя исполнить, что приводит к коррупционным рискам и уходу водителей такси из отрасли или в серую зону.
Законопроект о локализации такси был внесен на рассмотрение в Госдуму сенатором Андреем Кутеповым и депутатом от «Единой России» Владимиром Гутеневым еще в ноябре 2023 года. Он направлен на поддержку российского автопрома и позволяет регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси. Под локализацией подразумевается производство автомобиля или его частей на территории России. Для оценки предлагается ввести балльную систему (за каждую произведенную в России деталь автомобилю присваивается определенное количество баллов), следует из пояснительной записки. Согласно законопроекту, в такси можно использовать только машины, которым присвоили 3200 баллов и более.
В январе 2024 года проект был принят в первом чтении, с тех пор движения по нему не было. Вновь об инициативе локализации такси СМИ вспомнили в конце февраля 2025 года, после того как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предупредил о возможных рисках, связанных с принятием такой нормы.
Эксперты оценивают потери федерального государственного бюджета в случае принятия законопроекта о локализации такси примерно в 350 млрд рублей за три года. Эта сумма складывается из снижения налоговых поступлений из-за ухода водителей в тень — 76,2 млрд рублей (25,4 млрд рублей в год), а также недополученных таможенных пошлин, утилизационных сборов и акцизов за импортируемые автомобили — 273 млрд рублей. Оценка приведена в аналитической записке Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «О влиянии новых требований к локализации автомобилей на сегмент таксомоторных перевозок».
В Российском союзе промышленников и предпринимателей уверяют, что мера приведет к росту цен на услуги перевозки. И предупреждают, что уход 100 000 таких водителей может повлечь за собой повышение цен на пассажирские перевозки на 15%.