Ozon обяжет продавцов платить за отказ покупателей от товаров

Ozon решил удерживать с продавцов расходы на услуги курьеров при отказе покупателей от товаров и отмене заказа, пишут «Ведомости» со ссылкой на обновленные правила, опубликованные на внутреннем портале компании «База данных». Ранее селлеры оплачивали доставку до ПВЗ, постамата или покупателя только в случае успешной продажи.
Чем меньше процент выкупа товаров у продавца, тем больше издержек на оплату курьеров он понесет, следует из новых правил. Ранее в случае отказа покупателя от товара эти издержки нес сам маркетплейс. При этом стоимость доставки товара не должна превышать 500 рублей вне зависимости от того, был ли он выкуплен. За доставку в страны ЕАЭС плата сохранится на нынешнем уровне — 5,5% от цены товара. При этом она суммируется с затратами на логистику в страну покупателя. В случае отказа покупателя от товара логистические издержки также будет оплачивать продавец. Новые правила начнут действовать с 5 марта.
По данным «Ведомостей», до октября 2024-го стоимость «последней мили» (услуга доставки до ПВЗ, покупателя или постамата) составляла 5,5% от стоимости товара, но не более 500 рублей, селлеры закладывали эту цену в стоимость. Однако позже маркетплейс переложил ответственность за расчет стоимости доставки на партнеров, которые могут установить произвольный тариф стоимости доставки в пределах 500 рублей. Тогда селлеры пожаловались, что заранее определить, сколько будет стоить доставка товара, стало невозможно.
Ozon же утверждал, что изменение не повлияло на 97% всех платежей за доставку, поскольку расходы на них в указанных случаях были ниже заложенных ранее 5,5%. Плату за последнюю милю как получал, так и продолжает получать только организатор доставки, а размер оплаты зависит от характеристик товара, его стоимости и расстояния доставки для курьерских заказов, уточнял маркетплейс.
Директор по маркетингу Kanzler Алексей Черноокий, слова которого приводят «Ведомости», называет изменение условий вынужденной мерой, которая связана с ростом операционных расходов и издержек, в том числе расходов на логистику. При этом дополнительные расходы, связанные с невыкупом или отменой заказов, вероятно, выразятся в повышении продавцами стоимости товаров, предупредил он. Изменения потенциально могут привести к оттоку покупателей, снижению доходов предпринимателей и даже прекращению деятельности некоторых из них, допускает председатель Федерального общества сетей торговли, исполняющий обязанности исполнительного директора Ассоциации участников рынка электронной коммерции Евгения Черницкая.
С 1 февраля Ozon отменил сервисный сбор для владельцев пунктов выдачи. Тогда же маркетплейс объявил об увеличении дохода предпринимателей за выдачу товаров из-за рубежа. Новый повышенный тариф предполагает, что в среднем доход от выдачи товаров Ozon Global (подразделение Ozon по трансграничной торговле) вырастет на 40% для каждого пункта, заявила компания. Ранее маркетплейс также ввел повышенный тариф за выдачу заказов для тех владельцев, чей доход от пунктов оказался выше 60 млн рублей за год.