К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Сбитнем по рынку: как монастырский рецепт привел к 120 млн рублей выручки

На производстве «Столбушинского продукта» (Фото DR)
На производстве «Столбушинского продукта» (Фото DR)
Пушкинский заповедник в Псковской области — это то самое Лукоморье, где «русский дух и Русью пахнет». Неудивительно, что именно здесь начали борьбу с глинтвейном и импортными сиропами для кофе. В 2009 году предприниматель Виталий Озеров по инициативе иеромонаха Ионы из Святогорского монастыря наладил в Пушкиногорском районе производство традиционного русского сбитня под маркой «Столбушинский продукт». Сегодня сбитень «Столбушино» продается в федеральных сетях, кофейнях и маркетплейсах, а сам продукт постепенно превращается из нишевого в массовый

Горячий сбитень в России ассоциируется с зимними народными гуляниями, но сегодня это место прочно занял глинтвейн, часто безалкогольный. «Настоящий сбитень можно использовать вместо набора для глинтвейна — просто добавить к вину или соку, — уверяет Виталий Озеров. — А вообще горячий сбитень — это стереотип. Лично я и мои друзья разбавляем его и холодной водой, отлично утоляет жажду. Им можно поливать блюда вместо соуса, добавлять для вкуса в алкоголь. Универсальный продукт».

Озеров родился в Ленинграде, а в 1997 году переехал в Пушкиногорье. Работал в охране музея-заповедника «Михайловское», занимался частной торговлей. И посещал здешний Свято-Успенский Святогорский монастырь. «Идея производить сбитень принадлежит моему духовнику, иеромонаху Ионе, — рассказывает Виталий Озеров. — Во-первых, мы хотели вернуть народу традиционный русский продукт. А во-вторых, средства от его реализации должны были пойти на восстановление храма в деревне Столбушино и содержание при нем скита». 

Виталий Озеров. (Фото DR)

Отцу Ионе список необходимых для приготовления сбитня ингредиентов подарил санкт-петербургский «Институт медоварения», на его основе Озеров и создал за полгода свой рецепт. Первую товарную партию выпустили в 2009 году. Сначала напиток варили на домашних кухнях, затем купили оборудование и развернули производство на ферме Святогорского монастыря в деревне Подборье. А потом при содействии одного из благотворителей монастыря приобрели помещение площадью 1300 кв. м в поселке Пушкинские горы, отремонтировали и оснастили автоматической линией розлива.

 

Просто добавь травы

Традиционный процесс изготовления сбитня занимает трое суток. Как поясняет Озеров, чтобы настой трав и пряностей на меду отдал максимум вкуса, запаха и полезных свойств, его разливают без фильтрации. Процесс настаивания в закупоренной таре при этом продолжается: чем дольше бутылка хранится, тем интереснее может быть вкус. В итоге получается густой настой, который можно добавлять по чайной ложке к чаю или кофе. Основной ингредиент сбитня — мед. К нему добавляют мяту, можжевельник, травы и пряности вроде мускатного ореха, имбиря и корицы. Для придания вкуса используют и ягоды, например морошку, клюкву, облепиху. В сбитнях «Столбушино» от 12 до 17 разных ингредиентов. Мед закупается со всей России — возможностей псковских пасек недостаточно, а дикоросы стараются брать местные. 

«На самом деле у нашего сбитня главное — послевкусие, — замечает Виталий Озеров. — У натурального продукта резкого, ярко выраженного запаха быть не может». 

 

Первоначально продажи велись в палатке на территории монастыря. Потом нашли дистрибьюторов в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня столбушинский сбитень можно купить в сувенирных лавках самого Пушкиногорья, Тулы, Суздаля и прочих туристических центров. Представлен он и в торговых сетях, и на маркетплейсах. «В 2023 году наш сбитень признан лучшим сувениром из России — стал лауреатом конкурса «100 лучших товаров России». Это помимо того, что «Столбушинский продукт» является официальным гастрономическим брендом Псковской области», — хвалится достижениями Виталий Озеров. До 2022 года столбушинский сбитень в небольших количествах продавался за границу, однако наладить стабильный экспорт не успели. 

Виталий Озеров на производстве (Фото DR)

Сегодня на предприятии работают 60 человек. В месяц на сбитень перерабатывается 1825 т меда — на выходе получается до 100 000 бутылок объемом от 0,1 до 1 л. Месячный оборот — 10–15 млн рублей. По словам Озерова, основной сбыт приходится на зиму. «Как я уже говорил, столбушинский сбитень воспринимается как согревающее», — поясняет он. Кроме сбитня, в ассортименте «Столбушинского продукта» сегодня есть травяные сборы, варенье, медовые десерты и др. Но сбитень все равно дает 60% оборота. Объемы производства в среднем по всем продуктам компании растут ежегодно на 15%. «Половину прибыли мы отдаем на содержание столбушинского скита, — поясняет Озеров. — Там сейчас живет около 25 человек, из них пять-шесть — монахи, а остальные — трудники, в частности люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию».

Нишевый продукт

Индивидуальный предприниматель Владимир Михневич занимается продвижением продукции компании Озерова на различных торговых площадках. «Сбитень — продукт, на самом деле, сложный. Не у всех производителей получается, — говорит он. — Производителей можно по пальцам пересчитать. Например, есть сбитень «Суздальский», «Коломенский», «Сергиев-Канон». Но там крошечные объемы. «Столбушино», пожалуй, единственный массовый производитель. Столбушинский сбитень продается в «Глобусе», «Ленте», «Азбуке вкуса». Во «ВкусВилл» и «Ашан» поставляется под собственными марками сетей, а в сеть X5 — под маркой «Перекрестка» «Зеленая линия». Других производителей сбитня, которые сумели войти в федеральные сети супермаркетов, я не знаю». Представитель «ВкусВилла» рассказал, что сбитень от «Столбушино» пользуется у покупателей сети стабильно хорошим спросом.

 

Новосибирская компания «Сибирская воля» выпускает сбитень с 2022 года. «Начинали с поиска, изучения, перевода старинных монастырских рецептов — только на это год ушел, — рассказывает директор компании по развитию Ольга Терентьева. — Мы готовим сбитень как в старину, прямо на русской печи в избе. Разливаем вручную. Объемы небольшие — в месяц примерно 1500 бутылок 0,3 и 0,5 л». 

Столбушинский сбитень (Фото DR)

По мнению специалиста по созданию и продвижению функциональных напитков Артура Хасанова, чтобы сделать продукт массовым, производителям сбитня придется его адаптировать под запрос рынка. «Сбитень — это напиток с пряностями, а такие у российской аудитории в целом популярностью не пользуются. Спрос повышается в холодное время, так как пряности ассоциируются с согреванием. Но тут все уже привыкли к глинтвейну — конкурировать с ним сейчас весьма проблематично, —  объясняет Хасанов. — Чтобы перестать считаться только согревающим, продаваться в теплое время, необходимо позиционироваться в сегменте лимонадов — создавать летние вкусы. Одна только традиционность продукта и его вкуса — слабый аргумент. Сегодня тренд на необычные, сложные вкусы, например манго-чили, арбуз-мелисса, апельсин-кардамон, грейпфрут-роза. Вижу перспективу в адаптации сбитней по этому принципу». Видимо, следуя тренду, в «Столбушино» уже ввели в ассортимент и вишневый сбитень.

«Наш сбитень употребляется в разведенном виде как самостоятельный напиток, так и в виде вкусовой добавки в чай или кофе, молоко или пиво, в качестве топпинга в творог, мороженое или кашу, — рассказывает генеральный директор суздальской компании «Медовые погреба» Светлана Апанова. — К сожалению, пока в нашей стране, не говоря уже о других странах, глинтвейн более раскручен и популярен. Коммерческое производство сбитня начало появляться в последние десятилетия и до сих пор не популяризировалось, хотя сбитень по своим свойствам гораздо эффективнее и целебнее глинтвейна».

По наблюдению Владимира Михневича, сбитень начал замещать сиропы как добавка в чай и кофе в кофейнях. «Столбушинский сбитень таким образом уже используют в «Москафе», в сети кофеен «Аленка» и на многих АЗС, — говорит он. — Да, сбитень — продукт нишевый. Однако популярность и потребительский спрос в России на сбитень растет, по моей личной оценке, примерно на 30% в год».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости