Бренды-лидеры большинства категорий продуктов питания нарастили свои доли рынка
![Фото Сергея Булкина / ТАСС](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2025/01/1TASS-72421091-kopia-6793c87c6b0c7.webp)
Информационно-аналитическая компания NTech изучила рынок продуктов питания с целью выявить бренды, которые в 2024 году каждый квартал увеличивали свою долю на рынке, нарастив ее в итоге на 5% и более в абсолютном денежном выражении. Результаты исследования есть в распоряжении Forbes. В него не включались собственные торговые марки сетей, бренды, доля которых в 2024 году была ниже доли в 2023-м, и бренды, появившиеся позже I квартала 2024 года.
Аналитики NTech пришли к выводу, что рынок переконсолидирован: на полках магазинов представлено порядка 14 800-14 900 брендов и более 19 600 SKU (товарных позиций). «Но на 1% SKU приходится 64% в натуральном выражении, на 1% брендов — 55%», — уточняет директор по аналитике исследовательской компании NTech Леонид Ардалионов.
Это, по словам Ардалионова, означает, что в каждой категории и группе товаров есть «тяжеловесы» — бренды и товары, у которых крайне сложно отвоевать долю рынка. «Еще 15-20 лет ситуация была иная — сильный игрок мог выйти на новый рынок и за счет агрессивного маркетинга, эффективного устройства бизнеса и качества продукции буквально за год вырваться в лидеры, — напоминает эксперт. — Сейчас конкурировать приходится с такими же сильными соперниками, которые не хотят двигаться. Так что увеличение за год доли на 5% в какой-либо категории — успех, требующий колоссальных усилий».
Наибольшие доли рынка в своих категориях по итогам первых трех кварталов 2024 года заняли «Атяшево» (56% в денежном выражении среди ливерных колбас), торговая марка КИТ (55% в денежном выражении среди мучных и кондитерских изделий) и Vici (30% в денежном выражении среди рыбных полуфабрикатов).
Если говорить о динамике роста, то здесь другие лидеры, отмечают аналитики NTech. В сегменте стерилизованных сливок продажи бренда «Я люблю готовить» выросли за год на 2268% в денежном выражении и на 1918% в физическом. ТМ «Мохито fresh» в категории «лимонад современный» увеличил продажи на 740% в денежном выражении и 539% в физическом. Среди брендов куриных яиц наилучшую динамику показала торговая марка «Лето», продававшаяся на 403% активнее в денежном и 316% в реальном выражении.
Также рост свыше 100% показали котлеты «Слово мясника» (+205% в денежном и +185% в физическом выражении), пудинг High Protein (+177% и +130% соответственно) и мясной фарш от «Сибагро» (+166% и +123%).
Всего исследование NTech позволило выявить около 40 брендов в различных категориях FMCG, которые показали взрывной рост, при этом в половине случае в очень узких, нишевых категориях. «Чрезмерная консолидация рынка связана в том числе с работой сетей по оптимизации ассортимента: на полке сами ретейлеры оставляют только наиболее эффективные, продающиеся бренды и товары, — отмечает Ардалионов. — Но это несет и дополнительные риски — такие позиции начинают чрезмерно влиять на общую ценовую ситуацию».