Financial Times узнала о ремонте российских газовозов на верфях в ЕС
Судостроительные верфи ЕС ремонтируют российские танкеры ледового класса и предоставляют им сухие доки, что позволяет России транспортировать СПГ через Арктику, пишет Financial Times. Российские суда получали техническое обслуживание на верфи Damen во Франции и Fayard A/S в Дании, некоторые танкеры заходили на верфи несколько раз, отмечает газета
Судостроительные верфи ЕС ремонтируют российские танкеры ледового класса и предоставляют им сухие доки, что позволяет России транспортировать газ через Арктику, несмотря на западные санкции, пишет Financial Times со ссылкой на спутниковые снимки и данные отслеживания аналитической компании Kpler.
Из них следует, что российские суда получали техническое обслуживание на верфи Damen в французском Бресте и Fayard A/S в Дании — эти две верфи обслужили 14 из 15 специализированных танкеров Arc7, которые доставляют сжиженный природный газ (СПГ) с Ямала. Некоторые суда заходили на верфи несколько раз, отмечает газета.
Большинство танкеров принадлежат энергетическим и судоходным компаниям, в том числе греческой Dynagas и канадской Teekay. Единственное судно, которое не заходило на эти верфи, — Christophe de Margerie, принадлежащее находящемуся под санкциями «Совкомфлоту». ЕС в декабре также ввел санкции против самого судна.
Без ремонтных работ судам будет сложно доставить СПГ с Ямала на важнейшие рынки зимой, когда цены на газ в северном полушарии достигают пика, пишет газета. «Если бы эти две верфи были недоступны, это поставило бы под вопрос все логистические операции», — заявил FT специалист по перевозкам из High North News Мальте Хамперт, который отслеживал перемещения судов. «Они могли бы получить услугу в другом месте, но это привело бы к сильному отклонению от маршрута», — добавил он.
В Damen подтвердили, что ремонтировали «несколько судов, участвовавших в транспортировке российского СПГ», однако отметили, что действия компании «строго соответствовали европейскому законодательству о санкциях» и она не участвовала в выборе грузов. В Damen также заявили, что в ближайшее время ремонт этих судов не планируется. В Fayard не ответили на запрос.
Доля России в импорте СПГ в Евросоюз в первом полугодии 2024-го выросла до 20%, сообщил в прошлом октябре Bloomberg со ссылкой на отчет энергетического регулятора ЕС (ACER). В 2023 году 45% экспорта СПГ в ЕС пришлось на США, по 14% поставили Россия и Катар, по 7% — Алжир и Нигерия, 3% — Норвегия.