FT узнала о преимуществе авиакомпаний КНР перед европейскими из-за запрета России
Три крупнейшие государственные авиакомпании Китая стремительно расширяют маршруты в Европу, поскольку возможность летать через воздушное пространство России дает им преимущество в стоимости по сравнению с региональными конкурентами, пишет FT. В то же время западные перевозчики сократили количество прямых рейсов в Китай, ссылаясь на высокие расходы из-за необходимости избегать российское воздушное пространство. Россия запретила большинству европейских авиакомпаний летать через страну в 2022 году в ответ на западные санкции
Три крупнейшие государственные авиакомпании Китая — Air China, China Eastern и China Southern — стремительно расширяют маршруты в Европу, поскольку возможность летать через воздушное пространство России дает им преимущество в стоимости по сравнению с региональными конкурентами, пишет Financial Times. Так, по данным авиационной консалтинговой компании Ishka, регулярные рейсы этих трех перевозчиков в Великобританию, Испанию и Италию за первые девять месяцев 2024 года увеличились на 25-45% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.
Вместе с этим западные перевозчики сократили количество прямых рейсов в Китай. Scandinavian Airlines, Lufthansa, British Airways и Virgin Atlantic приостановили некоторые маршруты в 2024 году, ссылаясь на высокие расходы из-за необходимости избегать российское воздушное пространство, отмечает газета.
Москва запретила большинству европейских авиакомпаний летать через российское воздушное пространство в 2022 году в ответ на западные санкции, введенные после начала «спецоперации»* на Украине. Решение Кремля увеличило время полета перевозчиков из Европы по азиатским направлениям, включая Китай, а также привело к росту расходов на топливо, поясняет FT. В то же время китайские авиакомпании, которых не коснулся запрет, начали предлагать более дешевые билеты. По словам аналитика UBS Эрика Лина, на которого ссылается FT, тарифы трех китайских авиакомпаний примерно на 5—35% дешевле, чем у европейских перевозчиков на прямых рейсах в обе стороны между Китаем и Западной Европой. «Европейские перевозчики просто неконкурентоспособны», — подтвердил газете эксперт по авиационной промышленности из Нью-Йоркского университета в Шанхае Дэвид Ю.
На преимущество китайских перевозчиков жалуются и сами авиакомпании из Европы. Так, в заявлении немецкой Lufthansa говорится, что европейские авиакомпании находятся «в крайне неравных конкурентных условиях с КНР». Она указала, что китайские перевозчики имеют более низкие издержки и пользуются большей государственной поддержкой, а также имеют возможность летать над Россией. «Тот факт, что Lufthansa теперь вынуждена исключить из своего расписания один из старейших маршрутов, Франкфурт-Пекин, показывает, насколько сильно меняется баланс международной конкуренции», — заявили в авиакомпании.
Россия в феврале 2022-го запретила полеты авиакомпаниям 36 стран. В том числе российское воздушное пространство было закрыто для стран Европейского союза, включая Австрию, Болгарию, Германию, Грецию, Испанию, Италию, а также для Великобритании и Канады. «Полеты из указанных стран могут быть выполнены по специальному разрешению, выданному Росавиацией или МИДом России», — сообщила тогда Росавиация.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.