«Коммерсантъ» узнал о предложении «Росатома» ввести сбор для строительства ледоколов
«Росатом» предложил ввести арктический инвестиционный сбор для грузоотправителей Севморпути с 2028 года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По их словам, сбор планируется взимать в виде надбавки к плате за ледокольную проводку через восточный сектор Севморпути. Собранные средства предлагается направлять на строительство новых ледоколов и судов вспомогательного флота, отмечает издание
«Росатом» предложил ввести с 2028 года новый арктический инвестиционный сбор для грузоотправителей Севморпути (СМП), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По их данным, сбор планируется взимать в виде надбавки к плате за ледокольную проводку через восточный сектор СМП, которая будет рассчитываться с тонны перевозимой продукции.
Направлять средства от сбора предлагается на строительство новых ледоколов, которые обеспечивают проводку грузовых танкеров по СМП, а также судов вспомогательного флота, пишет издание. «Коммерсантъ» отмечает, что сейчас «Росатому» не хватает средств на достройку новых мощных атомоходов.
В «Росатоме» «Коммерсанту» сообщили, что в ноябре Владимир Путин на церемонии спуска на воду атомного ледокола «Чукотка» поставил задачу «подумать над формированием более эффективных тарифов на ледокольную проводку грузов, чтобы возможность пользоваться такими услугами была у большего числа перевозчиков, отправителей». Он также предложил провести специальное совещание по СМП. В связи с этим в «Росатоме» заявили, что считают «нецелесообразным» комментировать вопросы повестки совещания до его проведения и принятия соответствующих решений.
«Коммерсантъ» отмечает, что у грузоотправителей нет единой позиции по поводу введения инвестиционного сбора. «Новатэк», который формирует основной грузопоток по СМП, не ответил на запрос издания. По словам источников «Коммерсанта», по итогам совещания у вице-премьера Виталия Савельева в конце октября «Норникель», «Роснефть», «Газпром нефть», «ГДК «Баимская» и «Русская энергия» не высказали существенных возражений по поводу введения нового сбора. При этом они указали на необходимость соблюдения принципов равнодоступности услуг для всех грузоотправителей, уточняет газета.
Опрошенные газетой грузоотправители жалуются на высокие тарифы по ледокольному обеспечению. По их прогнозам, из-за ожидаемого удорожания строительства ледоколов ставки будут расти еще сильнее. По их мнению, учитывая рост стоимости самих арктических инвестпроектов, это снижает привлекательность судоходства по СМП.
Отраслевые источники «Коммерсанта» заявили, что существует альтернатива введения арктического инвестиционного сбора. По их словам, в конце октября в ходе совещания у замглавы администрации президента Максима Орешкина обсуждался вариант с введением с 2028 года фиксированного тарифа, который подлежит ежегодной индексации на ИПЦ. Газета уточняет, что, вероятно, речь идет о тарифе на ледокольную проводку. По словам источников «Коммерсанта», при таком подходе учитывается возможность сокращения размера платы в первый год введения. Он, по их словам, должен обеспечить привлечение дополнительных инвестиций на инфраструктуру без изменений условий платы для рынка.
Издание отмечает, что в последние годы правительство урезает бюджетные средства, которые выделяются на строительство атомных ледоколов. «Росатому» предлагается искать для этих проектов дополнительные источники средств, включая кредиты. Сейчас полностью за счет бюджета финансируется головной сверхмощный ледокол «Лидер». Новые ледоколы проекта 22220 строятся по смешанной схеме, которая подразумевает 50% за счет бюджета и 50% — за счет внебюджетных источников.
Ранее, в октябре, российские власти на фоне резкого роста цен на дальневосточную рыбу задумались о развитии альтернативных путей ее доставки. Тогда они, в частности, начали собирать предложения рынка о поддержке перевозок рыбы по СМП. Эксперты предупредили, что перевозить рыбу по этому маршруту невыгодно транспортникам, поскольку для этого нужны дорогие рефрижераторные контейнеры.