Маркетплейсы освободили от отчислений в 3% за распространение рекламы в интернете
Маркетплейсы не подпадают под требования об обязательных отчислениях за распространение рекламы в интернете, заявил депутат Госдумы Антон Горелкин в ходе пленарного заседания нижней палаты парламента. «По ним будет отдельная регуляторика. Они занимаются продвижением, а не рекламой», — сказал он (цитата по ТАСС).
О том, что к рекламе могут начать относить информацию на маркетплейсах, классифайдах и поисковиках, если она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к товару (работе, услуге и др.) и не носит характер справочных или аналитических материалов, в начале декабря писал Forbes со ссылкой на подготовленные ФАС критерии отнесения к рекламе информации, размещенной в интернете (документ есть в распоряжении Forbes), источник, знакомый с ходом разработки инициативы, и источник в IT-компании. Таким образом, рекламными материалами будут считаться результаты поисковой выдачи, каталоги, выполненные в едином стиле, а также информация о товарах на сайте производителя.
В Ассоциации больших данных (АБД, объединяет в том числе МТС, билайн, «Мегафон», «Яндекс», «Ростелеком», Сбербанк, ВТБ) тогда предупредили, что текущая редакция проекта постановления правительства допускает возможность отнесения к рекламе объявлений и карточек товаров. В этом случае на них распространится все регулирование рекламы, в том числе необходимость делать отчисления, отметил источник Forbes в правительстве. «На платформу ляжет необходимость проверять карточки и объявления на соответствие требованиям к рекламе. Есть категории товаров, которые нельзя рекламировать, нужно ставить дисклеймеры и т. д. Это влечет за собой большие административные и финансовые затраты, которые лягут сначала на платформы, а потом и на самих пользователей», — добавил источник Forbes.
11 декабря Госдума в третьем, окончательном, чтении приняла поправки, которые обязали распространителей интернет-рекламы и операторов рекламных систем отчислять в федеральный бюджет 3% от ежеквартальных рекламных доходов, следует из думской электронной базы. Порядок уплаты отчислений будет изложен в новой статье 18.2 закона «О рекламе».
Поправки были предложены ко второму чтению законопроекта с изменениями в закон «О рекламе». Инициатива была внесена в Госдуму в апреле этого года, а в июле принята в первом чтении. Изначально документ был направлен на урегулирование вопросов, связанных с распространением рекламы кредитов, следует из пояснительной записки к закону.
Согласно тексту принятого закона, отчисления не будут взиматься, если реклама распространяется на сайтах телеканалов, радио, информагентств, а также на сайтах ряда СМИ. Среди критериев, которые позволяют не уплачивать сбор при распространении рекламы на сайтах СМИ, — наличие доли государства в уставном капитале, получение федеральных бюджетных ассигнований в течение года, осуществление функций издателя или редакции периодического печатного издания с ежегодным тиражом от 300 000 до 15 млн экземпляров в зависимости от периодичности выхода.
Если договор о распространении рекламы на территории России был заключен с иностранной компанией или гражданином, рекламодатель должен будет удержать размер сбора из средств, которые он переведет рекламораспространителю, следует из текста закона. Отчисления направлены на поддержку правообладателей программ для электронных вычислительных машин или баз данных, включенных в единый реестр российских программ, говорится в тексте принятого закона. За уплатой обязательных отчислений будет следить Роскомнадзор.
Идея ввести новый сбор за распространение интернет-рекламы содержится в пояснении к закону о бюджете на 2025–2027 годы, который Совет Федерации одобрил 27 ноября. В пояснительной записке было сказано, что дополнительные средства на реализацию нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» могут быть получены за счет «введения сбора за распространение рекламы и услуг продвижения» в интернете.
Предложение о введении 3%-го сбора вызвала опасения у бизнес-сообщества. В ноябре «Опора России» направила письмо премьеру Михаилу Мишустину, в котором предупредила, что ввод обязательных отчислений в размере 3% с доходов от распространения рекламы в интернете может затронуть интересы малого и среднего предпринимательства, создать административные и финансовые риски для МСП, использующих интернет-рекламу для продвижения товаров и услуг.
Один из разработчиков изменений в закон «О рекламе», зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов отмечал, что платеж нужен для «справедливых условий конкуренции между интернет-каналами и другими каналами коммуникации». Как писал в своем Telegram-канале Горелкин, средства со сбора оборотного платежа будут направлены на «реализацию нацпроекта «Экономика данных» в части модернизации инфраструктуры Рунета и поддержания бесперебойной работы его важнейших узлов и сервисов».