«Ъ» узнал о пересмотре тарифов на страхование пассажирских самолетов в 2025 году
Тарифы на страхование пассажирских самолетов могут пересмотреть в 2025 году, узнал «Коммерсантъ». Они заморожены с 2022 года. По данным газеты, резервы страховщиков по уже заявленным убыткам авиакомпаний только за повреждение самолетов почти превысили сумму взносов. Размера сборов перестает хватать из-за удорожания запчастей и ремонта, говорят на страховом и авиационном рынках
Тарифы на страхование пассажирских самолетов для авиакомпаний могут пересмотреть в 2025 году, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на страховом рынке. Эти тарифы заморожены с марта 2022 года — тогда Российская национальная перестраховочная компания (РНПК), которая является структурой Банка России, начала принимать на себя обязательства по договорам перестрахования перевозчиков, когда из-за санкций от них отказались западные компании.
Как пишет «Коммерсантъ», резервы страховщиков по уже заявленным убыткам авиакомпаний только по каско достигают почти 6-7 млрд рублей и практически превышают сумму взносов. Так, совокупные страховые взносы по каско, гражданской ответственности и военным рискам 30 крупнейших авиакомпаний в России оцениваются в 5-6 млрд рублей в 2024 году. Газета ссылается на данные «АльфаСтрахования», которые подтвердили собеседники в двух других страховых компаниях. Другие страховщики не дали официальных комментариев.
По флоту из 510 воздушных судов страховые взносы в 2024 году составили 1,28 млрд рублей, указано в данных «АльфаСтрахования». В то же время за 10 месяцев 2024-го совокупный убыток из-за повреждений самолетов по этому флоту оценивается в 1,9 млрд рублей. О том, что сумма убытков по каско превышает общие сборы, заявили также собеседники газеты в двух других страховых компаниях.
На страховом рынке ожидают, что крупнейшим убытком в 2024 году станет инцидент с самолетом Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут», который загорелся в Анталье 24 ноября. Все пассажиры были эвакуированы, пострадавших нет. Авиакомпания тогда пообещала выплатить пассажирам в счет предварительного возмещения потерь 100 000 рублей. Замгендиректора по авиационному страхованию «АльфаСтрахования» Илья Кабачник рассказал «Коммерсанту», что убыток по этому инциденту может составить около 2 млрд рублей. Собеседник в «Азимуте» в то же время говорит, что сегодня никакая достоверная оценка убытка невозможна.
Число повреждений самолетов от внешних причин существенно не меняется с 2019 года, утверждают источники газеты на страховом и авиационном рынках. При этом Кабачник называет уровень тарифов в страховании лайнеров, который сохранился с 2021-го, «неадекватным» в настоящих условиях, учитывая резкое увеличение стоимости ремонта. Цена одной детали при этом может превышать стоимость всего страхового полиса, указано в предоставленных «Коммерсанту» данных одной из компаний. В целом, большинство собеседников газеты на авиационном и страховом рынках оценивают удорожание работ и запчастей в среднем в два-три раза с 2022 года.
В РНПК заявили «Коммерсанту», что «участвуют в обсуждении вопроса о возможных изменениях тарифов со страховщиками». Источники на страховом рынке считают справедливым потенциальное повышение тарифов для авиаотрасли на 25–30% в среднем с 2025 года, пишет «Коммерсантъ». В «АльфаСтраховании» не предоставили оценок, однако до инцидента с «Азимутом» говорили о возможном росте на 10–20%.