Экипаж китайского судна заподозрили в умышленном обрыве кабелей в Балтийском море
Следователи считают, что обрыв кабелей связи китайским судном в Балтийском море был преднамеренным, пишет WSJ. По ее данным, при осмотре якоря и корпуса судна были выявлены повреждения, подтверждающие, что судно тащило за собой якорь по дну на протяжении долгого времени при мягких погодных условиях, когда необходимости в этом не было. Следователи проверяют версию о причастности российских спецслужб к инциденту, пишет WSJ. В Кремле назвали обвинения абсурдными
Следователи заподозрили экипаж китайского судна Yi Peng 3 в преднамеренном обрыве кабелей связи в Балтийском море, узнала The Wall Street Journal. По данным издания, из материалов дела следует, что экипаж судна, вышедшего из российского порта Усть-Луга на Балтике 15 ноября, намеренно бросил якорь и протащил его на 100 миль (около 160 км) по морскому дну, тем самым повредив кабели.
Следователи установили, что 17 ноября в районе 21:00 по местному времени (19:00 мск) китайский сухогруз бросил якорь, но продолжал движение в шведских водах, сообщает газета. По словам двух источников WSJ, знакомых с ходом расследования, вскоре после этого его якорь перерезал первый кабель, соединяющий Швецию и Литву. Затем судно продолжило движение, несмотря на сниженную скорость от тянущегося за ним якоря, и ночью 18 ноября его якорь перерезал второй кабель, соединяющий Германию и Финляндию. После этого судно начало двигаться зигзагами, подняло якорь и продолжило движение, но было остановлено в проливе Каттегат кораблями ВМС Дании.
Судно окружено военными кораблями НАТО, принадлежащими Дании, Германии и Швеции, пишет WSJ. По ее данным, в течение недели шведские и немецкие власти ведут переговоры с его владельцем для получения доступа к сухогрузу и допросу экипажа. По словам источников газеты, знакомых с ходом расследования, владеющая судном Ningbo Yipeng Shipping сотрудничает со следствием и разрешила оставить его в международных водах. Компания отказалась от комментариев WSJ.
Осмотр якоря и корпуса судна показал повреждения, подтверждающие, что судно тащило за собой якорь и порвало кабели, сообщили люди, знакомые с ходом расследования. В анализе, подготовленном для WSJ аналитической компанией Kpler, говорится, что «учитывая мягкие погодные условия и приемлемую высоту волн, вероятность случайного перетягивания якоря кажется минимальной».
Теперь расследование сосредоточено на выяснении, может ли быть причастна к инциденту российская разведка, добавляет газета. «Крайне маловероятно, что капитан не заметил бы, что его судно бросило якорь, потеряв скорость на несколько часов и перерезав по пути кабели», — сказал WSJ старший европейский следователь, занимающийся этим делом. Несколько западных сотрудников правоохранительных органов и разведки заявили WSJ, что считают причастными к диверсии российские спецслужбы, а не правительство Китая.
В пресс-службе Кремля WSJ заявили, что «это абсурдные, необоснованные обвинения». Западные официальные лица, которые сейчас обвиняют Россию, молчали, когда Украина взорвала «Северный поток», указано в сообщении.
Официальный представитель МИД Китая Мао Нин сообщил WSJ, что «хотел бы подтвердить неизменную поддержку Китаем сотрудничества со всеми странами для поддержания безопасности международных подводных кабелей и другой инфраструктуры в соответствии с международным правом».
Ранее, 19 ноября, министр обороны Германии Борис Писториус призвал считать обрыв двух кабелей связи, проложенных по дну Балтийского моря, диверсией. «Никто не верит, что их случайно зацепили якоря», — сказал он. Власти в Берлине, Хельсинки и Стокгольме проводят «тщательное расследование» случившегося. «Важно выяснить, почему в настоящее время в Балтийском море есть два кабеля, которые не работают», — заявил шведский министр обороны Карл-Оскар Болин.
В августе власти Китая признали повреждение газопровода Balticconnector в Балтийском море судном Newnew Polar Bear, которое ходит под флагом Гонконга, сообщила South China Morning Post. По ее данным, Пекин провел внутреннее расследование и недавно сообщил о его результатах правительствам Финляндии и Эстонии. Власти Китая подчеркнули, что судно Newnew Polar Bear «случайно» повредило газопровод в результате сильного шторма.