Глава Unilever объяснил уход компании из России утратой контроля над бизнесом из-за ответа Москвы на санкции Запада. Unilever приостановила поставки продукции в Россию в марте 2022 года, но бизнес в стране продала в октябре 2024-го
Unilever покинула Россию, потому что теряла контроль над бизнесом в этой стране, заявил Bloomberg гендиректор британской компании Хайн Шумахер. Он отметил, что из-за ответа Москвы на западные санкции, Unilever почти утратила возможность переводить наличные средства и в Россию, и из страны, анализировать свои результаты и влиять на управление своими брендами. «Я не видел окна в ближайшем будущем, когда мы восстановим этот контроль, и это повлияло на решение об уходе», — подчеркнул глава Unilever.
Он признал, что продажа бизнеса в России стала для него, «пожалуй, самым трудным решением» за последние полтора года. Но подчеркнул, что это был правильный шаг.
Unilever приостановила поставки продукции в Россию, экспорт товаров с территории страны и инвестирование в российский рынок в марте 2022 года в связи с началом «воеенной спецоперации»* на Украине. При этом компания подчеркнула, что поставки продуктов питания и средств гигиены, которые произведены в стране, останутся доступными населению. В феврале 2023-го Unilever предупредила о возможном прекращении деятельности в России из-за неопределенности, вызванной конфликтом, и рисков потери продаж, прибыли и стоимости активов. Bloomberg отмечал, что компания подверглась критике общественности на Западе за то, что сохраняет активы в России.
В августе 2024 года российские власти одобрили сделку по продаже Unilever своего подразделения ООО «Юнилевер Русь» (в 2024 году заняло 39-е место в рейтинге крупнейших иностранных компаний в России по версии Forbes). Сделка была закрыта в октябре. Покупателем стала группа «Арнест». Пресс-служба Unilever объяснила Forbes, что «Арнест» более 17 лет выпускал для компании косметическую продукцию и товары бытовой химии как для внутреннего рынка, так и на экспорт.
Сумма сделки не называлась. По данным источников Financial Times, близких к сделке, речь идет о €520 млн. Unilever оценивала стоимость своих активов в России в €600 млн ($629 млн), отмечает Bloomberg. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писал, что стоимость компании оценивалась в 35–40 млрд рублей с учетом дисконта.
В России у Unilever было четыре крупных завода. На них работало, по данным компании, около 3000 человек, а продукция шла на экспорт в 40 стран мира. В числе наиболее популярных брендов компании Axe, «Черный жемчуг», Domestos, Dove, «Лесной бальзам», «Чистая линия», «Бархатные ручки». В 2022 году на долю российского бизнеса пришлось 1,4% оборота Unilever и 2% ее чистой прибыли, которая тогда достигла €8,03 млрд.
Группа «Арнест» зарегистрирована в Ставропольском крае, выпускает продукцию в аэрозольной упаковке, в том числе лак для волос «Прелесть», антиперспиранты Deonica, освежители воздуха Symphony, «Дихлофос». По данным СПАРК, выручка компании в 2023 году составила 11,2 млрд рублей, чистая прибыль — 574 млн рублей. Из годового отчета АО «Арнест» за 2022 год следует, что бенефициаром компании является Алексей Сагал (в 2022 году занял 34-е место в рейтинге россиян с наибольшими суммами дивидендов, в рейтинг 2023 года не попал).
В августе 2023 года ГК «Арнест» приобрела активы нидерландского пивоваренного холдинга Heineken в России за €1 и обязательство погасить долг перед головной структурой в размере €100 млн. Покупка обошлась «Арнест» в 11,5-12 млрд рублей, сообщил позднее Сагал.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.