«Коммерсантъ» узнал о планах акционеров «Библио-Глобуса» выставить его на продажу
Акционеры одного из старейших книжных магазинов Москвы «Библио-Глобуса» рассматривают его продажу, сообщили «Коммерсанту» четыре собеседника в книжной отрасли. Эту информацию изданию также подтвердили два источника на рынке коммерческой недвижимости.
Вариант продажи рассматривается акционерами «Библио-Глобуса» в связи с падением продаж второй год подряд, вызванным конкуренцией с маркетплейсами, и ухудшением операционных показателей, уточнили собеседники газеты. «Коммерсантъ» со ссылкой на «СПАРК-Интерфакс» уточняет, что в целом предприятие является убыточным уже четыре года подряд. Выручка за 2023 год составила 492,8 млн рублей при чистом убытке в 18,1 млн рублей, тогда как годом ранее выручка достигала 591,8 млн рублей с чистым убытком в 21,2 млн рублей, отмечает газета.
Директор по маркетингу издательской группы «Альпина» Ирина Антонова сообщила «Коммерсанту», что о поиске «Библио-Глобусом» одного или нескольких арендаторов на площадь магазина узнали в сентябре. «Для нас это была достаточно неприятная новость, так как магазин является нашим давним партнером», — заявила она. Технический директор Freedom Letters Владимир Харитонов предположил, что потенциальным покупателем актива может быть сеть «Читай-город».
В «Эксмо-АСТ», управляющем сетью «Читай-город», и в «Библио-Глобусе» «Коммерсанту» не ответили.
По словам главного аналитика «Регблока» Анны Авакимян, «Библио-Глобус» может быть продан за 170–290 млн рублей, что составляет 0,5–0,8 капитала, пишет «Коммерсантъ». Основным фактором дисконтирования она назвала убыточность магазина. В связи с этим новому владельцу, по мнению Авакимян, придется перепрофилировать магазин и менять бизнес-модель.
Опрошенные изданием участники отрасли сообщают, что в целом рынок книжных магазинов продолжает стагнировать. Оборот профильных сетей в деньгах в январе–сентябре 2024 года остался на уровне прошлого года, а выручка год к году выросла лишь на 0,5%, отмечает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Ассоциации книгораспространителей (АСКР).
Гендиректор DNA Realty Антон Белых рассказал изданию, что сейчас книжные магазины в основном представлены в больших ТЦ с высоким трафиком и являются желательными арендаторами для девелоперов из-за расширения пула операторов и представления покупателям широкого спектра товаров. «А вот в стрит-ритейле книжные магазины гораздо менее востребованы, так как не могут позволить себе высокие ставки аренды», — отметил он. Поэтому, по словам Белых, они переходят на формат работы в виде пункта выдачи ранее заказанных книг, торговлю канцтоварами и аксессуарами, а также остаются местом покупки для фанатов бумажных книг.
В начале ноября «Ведомости» сообщили, что крупнейшая в России сеть книжных «Читай-город — Буквоед» договорилась с издательствами «Эксмо-АСТ» и «Альпина» о снижении цен на новинки в своих магазинах на 17–20% относительно стоимости 2023 года. Таким образом, по словам гендиректора компании Александра Брычкина, «более высокие» цены в рознице приблизятся «к уровню маркетплейсов».