Каждый второй Airbus A320/A321neo в России перестал летать по техническим причинам, пишет «Коммерсантъ». По данным издания, такие самолеты оснащены прогрессивными двигателями, которые невозможно ни починить в России, ни завезти в страну из-за санкций и дефицита на мировом рынке. Собеседники газеты допускают масштабный вывод A320/А321neo из эксплуатации уже с 2026 года
Российские авиакомпании приостановили полеты на 34 Airbus A320/A321neo из 66 всех имеющихся в России самолетов этого семейства, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные сервиса Flightradar24. По данным издания, причиной этого стали сложности с обслуживанием двигателей таких самолетов. Двигатели Pratt & Whitney (P&W, США) невозможно ни починить в России, ни завезти из других стран в связи с санкциями и дефицитом на мировом рынке, уточняет газета.
По данным «Коммерсанта», самая сложная ситуация с самолетами A320/А321neo наблюдается у авиакомпании S7. Из 39 имеющихся у нее воздушных судов этого семейства — 31 припаркован. Среди них — восемь A321neo и 23 A320neo, уточняет «Коммерсантъ». Всего за перевозчиком числится 92 самолета, пишет издание.
Два источника «Коммерсанта» утверждают, что S7 планирует экономить ресурсы двигателей этих самолетов до начала высокого сезона, когда часть воздушных судов может снова вернуться в расписание. По мнению других двух собеседников, ресурсы двигателей более чем 20 самолетов фактически исчерпаны.
В S7 на вопросы «Коммерсанта» не ответили.
В России, помимо парка S7, зарегистрированы еще 27 воздушных судов A320/A321neo, отмечает «Коммерсантъ». Девять таких самолетов есть у «Аэрофлота», где на обслуживании находятся два, 11 — у «Уральских авиалиний». Там с начала октября в связи с исчерпанием ресурса двигателя припаркован один. Кроме того, по два таких самолета у «Северного ветра» и Smartavia, три — у «Северо-Запада».
У всех крупных российских авиакомпаний, кроме S7, эти самолеты оснащены двигателями Leap (CFM, Франция), которые считаются менее проблемными, чем GTF P&W, уточняет «Коммерсантъ». По данным издания, у двигателей Leap межремонтный период составляет в среднем 2—2,5 года, а GTF требует капремонта каждые полтора года при интенсивной эксплуатации. Ряд собеседников «Коммерсанта» допускают массовое выведение самолетов этого семейства из эксплуатации по усредненной оценке с 2026 года.
По данным газеты, парк A320/А321neo сегодня составляет около 10% от всего иностранного магистрального флота. Собеседники «Коммерсанта» не ожидают критического влияния на объем перевозок из-за проблем с этим семейством.
Несколько собеседников «Коммерсанта» допускают возможность вывоза самолетов для ремонта за рубеж. По их словам, несколько авиакомпаний уже обращались в Минтранс по этому вопросу, но не получили ответа. В Минтрансе изданию не ответили. Ни один источник издания не верит в возможность освоения ремонтов двигателей A320/A321neo в России.
Ранее, в мае, S7 освоила капремонт двигателя CFM56, устанавливаемого на Airbus A320 и Boeing 737, рассказали источники «Коммерсанта». Тогда в S7 подтвердили, что с октября 2023 года провели в цехе S7 Technics в Шереметьево 12 капремонтов горячей части двигателей CFM56-5B и 7B, после которых «самолеты успешно эксплуатируются в парке российских авиакомпаний».