СМИ исключили планы правительства по снятию запрета на экспорт бензина в ноябре
Правительство не будет преждевременно снимать запрет на экспорт бензина, который действует до конца года, на фоне продолжающихся в ноябре ремонтов НПЗ, узнал «Коммерсантъ». Собеседники газеты предупредили, что рынок пока не насыщен топливом, а значит — снятие запрета может привести к росту цен на него. По данным Росстата на 28 октября, цена на Аи-95 с конца прошлого года выросла на 7,5%, на Аи-92 — на 7%. В конце сентября Новак допустил снятие ограничений при профиците предложения
Правительство пока не готово снимать запрет на экспорт бензина, который действует до конца года, на фоне продолжающихся в ноябре плановых и внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на несколько источников в нефтяной отрасли.
Два собеседника «Коммерсанта» утверждают, что сторонником снятия запрета на экспорт бензина был владеющий Киришским НПЗ «Сургутнефтегаз». Против выступала ФАС, пишет газета. «Вопрос отмены запрета экспорта на бензин пока преждевременен, мы пока наблюдаем за ситуацией», — сообщил замглавы ФАС Виталий Королев в комментарии ТАСС 15 октября.
По словам одного из собеседников «Коммерсанта», производство бензина сейчас находится на минимальных уровнях на фоне сокращения нефтепереработки. Для снятия запрета же необходимо насыщение рынка бензином, чего пока не произошло, уточнил собеседник «Коммерсанта». Руководитель направления консалтинга Neft Research Александр Котов пояснил, что снятие запрета может привести к новому витку роста цен на топливо на оптовом рынке. В пресс-службе правительства и секретариате вице-премьера Александра Новака на запрос «Коммерсанта» не ответили.
Запрет на экспорт бензина изначально действовал с 1 марта по 31 августа. Но в середине августа правительство продлило меру до 31 декабря 2024 года. В кабмине тогда пояснили, что решение было принято для поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период сохраняющегося сезонного спроса и плановых ремонтов, проводимых на НПЗ.
По данным Росстата на 28 октября, на российских АЗС бензин Аи-92 стоил в среднем 53,77 рублей за литр, поднявшись в цене на 7% к концу декабря 2023 года. По бензину Аи-95, который 28 октября стоил 59,02 рубля за литр, рост составил 7,5%. Для бензина марок Аи-98 и выше рост превысил 17% к концу прошлого года. По данным Росстата, на московских АЗС этот бензин можно было купить за 79,98–83,65 рублей за литр. Стоимость дизельного топлива с конца прошлого года выросла на 4,2% (67,45 рублей за литр), следует из данных Росстата. Таким образом, рост цен на бензин оказался выше инфляции: по данным Росстата на 28 октября, инфляция составила 6,55% к началу года.
При этом «Коммерсантъ» отмечает, что биржевые цены на бензины Аи-95 и Аи-92 с начала сентября в условиях действия экспортных ограничений снизились на 15% и 5% соответственно. Согласно данным торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), стоимость тонны бензина Аи-95 31 октября находится на уровне 61 910 рублей, Аи-92 — 59 563 рубля. Для сравнения: 5 сентября тонна Аи-95 торговалась по 73 684 рубля, Аи-92 — 62 487 рублей (по состоянию на 6 сентября), следует из данных торгов.
В конце июля «Коммерсантъ» со ссылкой на подсчеты «Петромаркета» писал, что на фоне высоких оптовых цен на бензин Аи-95 операторы АЗС начали терпеть убытки при его продаже. По новым данным «Петромаркета», которые приводит газета, средняя по стране чистая маржа реализации Аи-92 на АЗС находится на нулевом уровне, Аи-95 — на уровне минус 1,7 рубля за литр. Несмотря на это, она находится на траектории роста, которая сформировалась в сентябре, отмечают аналитики.
22 октября директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России Антон Рубцов заявил, что маржинальность АЗС остается «на хорошем уровне», отметив, что отгрузки автомобильного бензина на внутренний рынок превышают прошлогодние показатели на 3%. 26 сентября вице-премьер Александр Новак допустил снятие запрета на экспорт бензина при профиците предложения на внутреннем рынке. «Всегда экспорт разрешается, если будет избыток продукта на внутреннем рынке. У нас, например, на дизельное топливо нет запрета на экспорт, потому что его избыток», — сказал он.
С 20 мая до 30 июня действие запрета на экспорт бензина было приостановлено на фоне завершения внеплановых ремонтов на НПЗ и формирования достаточных запасов топлива. Позже решение о приостановке было продлено до конца июля. Глава Минэнерго Сергей Цивилев тогда отметил, что меры доказали свою эффективность и «позволили насытить внутренний рынок».