Черная пятница под угрозой: почему маркетплейсы могут провалить сезон распродаж
«Все склады забиты», «Что с поставками на Wildberries?», «Слотов нет, машин тоже нет» — такими сообщениями делятся друг с другом продавцы крупнейшего российского маркетплейса Wildberries в Telegram-канале «Боремся за отмену штрафов» и нескольких закрытых чатах. Основная тема этих обсуждений — склады маркетплейса не принимают товар от селлеров, свободных мест нигде нет, а если есть, то за них придется дорого платить.
«Проблемы начались еще в сентябре, но сейчас ситуация лишь ухудшилась, — рассказывает Forbes производитель и продавец товаров для дома и текстиля для домашних животных. — У нас были планы по продажам, но все, похоже, вылетит в трубу: падение уже на 10–15%, практически весь Wildberries закрыт на поставки, от поддержки ответ: «Лимитов нет, принять не можем». Причем нет лимитов даже платных, с коэффициентами». 10 сентября Forbes сообщал, что с начала лета бесплатная прежде услуга приема товаров на склады Wildberries стала платной — 3,5 рубля за литр. При этом каждый из складов платформы применяет в зависимости от загруженности разный повышающий коэффициент, значительно увеличивающий сумму оплаты. Маркетплейс начал брать деньги за приемку в 2022 году, но только в пиковые даты, рассказали Forbes селлеры; 16 сентября маркетплейс объявил о снижении стоимости приемки товаров на склады в два раза. Но, как сообщили Forbes селлеры, мера не принесла успеха и мест на складах по-прежнему нет.
«Проблема с поставкой уже месяца три, — говорит владелица магазина джинсовой одежды из Китая и Киргизии «Миллион друзей» Светлана Козак. — Лимиты на приемку на складах Wildberries отсутствуют — изредка появляются, но с коэффициентом х20, не меньше. Мы не можем толком планировать продажи».
«Под сезон распродаж все мои знакомые продавцы не могут завезти товары, — добавляет один из крупнейших селлеров нескольких российских маркетплейсов. — Такую ситуацию, как в этом октябре, я не помню за всю историю Wildberries».
Есть трудности и у Ozon, продолжает собеседник Forbes. «Проблемы этого маркетплейса, к счастью, не повсеместные, но некоторые склады на стопе на несколько недель вперед, нужно ждать лимитов, гарантий нет», — сетует он.
«Мы не можем поставить товар на склад в Домодедово, там не принимают до 24 ноября, — говорит продавец товаров для дома и текстиля для домашних животных. — Поставки в Казань возможны лишь после 9 ноября, в Екатеринбург — с 3 декабря. Судя по всему, сезон распродаж-2024 можно и не открывать».
Из-за высокой загрузки в дни распродаж приостановил прием товаров 10, 11 и 12 ноября «Магнит маркет», об этом Forbes сообщили продавцы маркетплейса. «В эти даты таймслоты будут недоступны, также не будет осуществляться приемка товаров на кросс-доках», — говорится в сообщении компании (распространено в Telegram-канале для селлеров, со скриншотом ознакомился Forbes). «Это ежегодная практика в дни основных распродаж, — говорит представитель пресс-службы «Магнита». — Нагрузка на склад достигает предельных значений, поэтому он переориентируется только на обработку заказов. На селлеров это не оказывает негативного влияния, поскольку все завозят ассортимент до распродаж».
В конце года в России традиционно начинается сезон распродаж: 11 ноября — в честь Всемирного дня шопинга или Дня холостяка, затем 22–24 ноября — «Черная пятница», а после стартуют новогодние распродажи.
Привозите заранее
Маркетплейсы проблемы признают частично. Представитель пресс-службы Wildberries говорит, что «наблюдает на рынке складской недвижимости дефицит».
«Возможность создать поставку на склады зависит от доступного лимита на них, — объясняет он. — При достижении максимальной загрузки склад не будет отображаться среди доступных для создания поставки. Как только появятся места для хранения, селлеры снова увидят его в списке». По его словам, компания подготовила все объекты к высокому сезону предстоящих распродаж и праздников, а «некоторые из них уже показали положительные результаты в обработке объемов товаров». Представитель Wildberries приводит в пример склад в Электростали, который 18 октября обработал «рекордное количество поставок на хранение», — почти 4 млн единиц товаров поставщиков. По просьбе Forbes продавцы Wildberries делали скриншоты таблиц выбора слотов на этом складе: с 24 октября по 6 ноября на складе не появлялось свободных лимитов.
«Чтобы предприниматели успели поставить товары до периода больших распродаж и могли приехать в удобное для них время, с конца августа мы напоминаем, что лучше делать поставки заранее, — говорит представитель пресс-службы Ozon. — Видим, что это уже помогло избежать очередей и распределить нагрузку: за несколько дней до старта первой большой распродажи в большинстве кластеров, включая наиболее востребованные Москву и Санкт-Петербург, остаются свободные мощности и слоты для тех, кто только собирается поставить товары в ближайшие дни».
Представитель маркетплейса признает, что в кластерах на Урале и в Сибири продавцам пока доступны более поздние даты поставок, но обещает, что ситуация улучшится уже в ноябре с открытием нового склада в Перми, а также расширением мощности существующего склада в Омске. «Также в ближайшее время увеличатся складские площади для поставки в Поволжье благодаря расширению площадей в Оренбурге и Казани», — уверяет собеседник Forbes.
Тихие гавани
Не вся «большая четверка» российских маркетплейсов столкнулась с такими проблемами. По мнению гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, у «Яндекс Маркета» и «Мегамаркета» наблюдается профицит складских площадей. Это подтверждают и опрошенные Forbes селлеры.
«У продавцов «Маркета» нет проблем с доступностью к отгрузке товаров на склады площадки», — говорит представитель пресс-службы «Яндекс Маркета». Для повышения эффективности продаж селлеров площадка вводит ограничения по оборачиваемости: если у продавца уже есть запасы товаров, которые не покупают более 30 дней подряд, он не сможет завезти новую партию, пока не поднимет оборачиваемость этих позиций. Также действует календарь отгрузки, когда при оформлении заявки продавец видит ограничения на прием товаров на разных складах. Например, он хочет отгрузить 100 товаров, но ближайший склад может принять только 90.
Представители «Мегамаркета» на запрос Forbes не ответили.
По мнению Бурмистрова, вакантные места на складах «Яндекс Маркета» и «Мегамаркета» ситуацию по рынку не исправят, ведь 80% товарооборота маркетплейсов приходится на категории «Товары для дома» и «Одежда и обувь», и крупнейшими платформами, предлагающими эти товары, являются именно Ozon и Wildberries. По данным INFOLine, Ozon и Wildberries совокупно контролируют 54,5% всего рынка онлайн-продаж в России, но именно у этих маркетплейсов, судя по жалобам селлеров, есть трудности с приемкой.
Склады в дефиците
В чем же проблема? По мнению Бурмистрова из «INFOLine-Аналитики», одна из причин — это корпоративный и семейный конфликт основателей Wildberries. «Именно из-за этого, к сожалению, многие стройки заморожены, на передачу документов от застройщика к застройщику может уйти много времени, и ввод новых объектов будет перенесен по срокам», — рассуждает эксперт.
«Доля свободных складских площадей за последние годы почти достигла нулевого уровня и остается на этих значениях», — говорит старший директор отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев.
Объемы спроса остаются высокими: по итогам I–III кварталов этого года сумма купленных и арендованных площадей совокупно по России составила 6,3 млн кв. м, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 36%, добавляет руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай.
По данным IBC Real Estate, в структуре спроса 67% занимают BTS-сделки (то есть строительство под заказ будущего арендатора). Именно эту схему использует для строительства своей инфраструктуры Ozon, в то время как Wildberries до последнего времени возводил склады силами «ВБ Девелопмент». «Однако такое решение продолжает дорожать из-за роста ключевой ставки и увеличения стоимости строительства, при этом не все арендаторы готовы подписывать контракты на текущих условиях», — говорит партнер и региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group Константин Фомиченко.
На текущий момент, по данным CORE.XP, суммарная площадь действующих складских мощностей онлайн-ретейла (в данный показатель входят только склады маркетплейсов Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет», «Сберлогистика», включая сервис «Самокат», без учета площадей под E-grocery) превысила 9 млн кв. м. По оценке NF Group, сделанной по запросу Forbes, на данный момент у Ozon на балансе 3,65 млн кв. м складских площадей, у Wildberries — 2,54 млн кв. м, у «Яндекс Маркета» — 360 000 кв. м, а у «Мегамаркета» — 458 000 кв. м.
«Наиболее высокая активность в 2023 году была зафиксирована у компании Ozon, чья доля в общем объеме спроса составила 36%, — отмечает Ногай. — За 10 месяцев 2024 года введено порядка 0,8 млн кв. м BTS-объектов, реализованных для Ozon. С учетом сделок аренды и субаренды портфель маркетплейса совокупно увеличился с начала 2024 года более чем на 1 млн кв. м. Второй по величине складского портфеля маркетплейс Wildberries с начала 2024 года нарастил собственную складскую инфраструктуру на 0,45 млн кв. м в результате ввода четырех новых складских объектов, а также сделок аренды и субаренды. «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет» в этом году ненамного увеличили собственные площади, однако имеют большие планы на следующий год». Общая площадь строящихся объектов с заявленным вводом в 2024–2025 годах, по данным IBC Real Estate (есть у Forbes), у Wildberries и Ozon составляет порядка 2,2 млн кв. м и 2,5 млн кв. м соответственно. Объекты нового строительства «Мегамаркета» (1,5 млн кв. м) и «Яндекс Маркета» (60 000 кв. м) планируется закончить уже в 2025 году. «При текущей конъюнктуре рынка, когда стоимость строительства и рабочей силы увеличивается, а денежно-кредитная политика остается довольно жесткой, темпы строительства могут замедлиться у всех игроков рынка», — предупреждает Ногай.
Рост замедляется
Рост товарооборота всех российских маркетплейсов существенно опережает темпы строительства распределительных центров и складов, а свободные площади на рынке отсутствуют, считает Бурмистров. По оценке INFOLine, в первом полугодии 2024 года оборот от продажи товаров в России у Ozon вырос на 74%, до 1,1 трлн рублей, у Wildberries — на 59%, до 1,5 трлн рублей, «Яндекс Маркета» — на 45%, до 236 млрд рублей, а у «Мегамаркета» — в 3,3 раза, до 258 млрд рублей (данные по Ozon и Wildberries компания дает без учета услуг, в том числе рекламных, у «Яндекс Маркета» и «Мегамаркета» доля услуг несущественна).
«Огромный рост обусловлен увеличением числа продавцов на маркетплейсах, — добавляет партнер аналитического агентства Data Insight Федор Вирин. — Только за этот год их число выросло почти вдвое, до 600 000 селлеров, что обеспечило кратный рост предложения товаров на маркетплейсах. Столь высокие темпы роста сдерживаются сегодня тремя факторами. Первый — рост загрузки складов (особенно региональных), невозможность выполнения селлерами требований к доставке товаров (потребители хотят получать их на следующий день) и невозможность быстро наращивать объем этих складов. Второй фактор — растущая конкуренция и снижение маржинальности продаж на маркетплейсах. Третий — огромная ключевая ставка, которая делает невозможным текущее кредитование селлеров и строителей складов, что неизбежно ведет к деградации ассортимента».
«Нехватка складских площадей станет объективным ограничителем продаж на маркетплейсах, особенно если речь идет о надвигающемся сезоне распродаж, — говорит Бурмистров. — Сценарий того, что в этом году маркетплейсы не доберут несколько десятков миллиардов рублей оборота, становится вполне реальным».
Темпы роста рынка e-commerce действительно замедляются: по данным Data Insight, в 2020 году оборот составлял 2,6 трлн рублей (+65% к прошлому году), в 2023 году — 7,9 трлн рублей (+48%), а по итогам 2024-го объем продаж на рынке в России увеличится на 36% и достигнет 10,7 трлн рублей. Также год от года росло количество заказов, выполненных на рынке e-commerce. Если в 2020 году их было 0,8 млрд штук (+78% к прошлому году), в 2021 году — 1,7 млрд штук (+105%), в 2022 году — 2,9 млрд штук (+63%), а в 2023 году — 5,2 млрд штук (+80%), то по итогам текущего года речь может идти уже о 7,4 млрд штук. Увеличение к прошедшему году составит 43%.
Работать на маркетплейсах становится сложнее, и количество зарегистрированных на маркетплейсах продавцов в январе–сентябре выросло лишь на 17% год к году, подсчитали аналитики сервиса «Точка Маркетплейсы». Динамика замедлилась более чем в два раза, ведь в 2023 году прирост за тот же период составил 38%. В T-Bank eCommerce сообщили, что во II квартале года число селлеров увеличилось на 22% год к году, что на 12 п. п. ниже значения за аналогичный период прошлого года.