Коварный сосед: как Китай лишает российских сталеваров прибыли и рынков сбыта
Мировое производство стали, по данным Всемирной ассоциации производителей стали (World Steel Association, WSA), в сентябре 2024 года составило 143,6 млн т, что на 4,7% меньше, чем в сентябре 2023-го. Общая выплавка стали в мире за январь-сентябрь 2024 года составила 1,39 млрд т, снизившись на 1,9% в годовом исчислении.
Ассоциация указывает, что Китай, крупнейший в мире производитель стали, в январе-сентябре произвел 768,5 млн т стали, на 3,6% меньше в годовом исчислении. В Индии за первые девять месяцев нынешнего года выплавка стали выросла на 5,8%, до 110,3 млн т, в Японии — снизилась на 3,2%, до 63,3 млн т, США — минус 1,6%, до 60,3 млн т.
Мировое потребление падает
WSA ожидает, что в нынешнем году мировой спрос на сталь снизится на 0,9% в годовом исчислении, до 1,8 млрд т из-за продолжающегося сокращения промышленного производства во многих странах. «В настоящее время мы ожидаем заметного снижения спроса на сталь в Китае и большинстве крупных развитых экономик в 2024 году», — говорится в октябрьском отчете WSA. Аналитики ассоциации прогнозируют, что по итогам 2024 года в Китае потребление стали снизится на 3%, до 868,8 млн т, из-за спада в секторе недвижимости, а в развитых странах — на 2%, до 352,2 млн т, поскольку основные страны — потребители стали, такие как США, Япония, Корея и Германия, переживают серьезный спад производства.
WSA выделяет две основные причины падения спроса на сталь: резкий спад в строительном секторе, произошедший в 2023 году и продолжившийся в 2024-м, а также замедление роста производства в автомобильной промышленности.
Одним из исключений ассоциация называет Индию, где, по ее оценке, в 2024 году сохранятся высокие темпы роста производства и будет наблюдаться устойчивый рост спроса на сталь. По оценке WSA, потребление стали в Индии в нынешнем году вырастет на 8%, до 143,4 млн т, за счет «продолжающегося значительного увеличения инвестиций в инфраструктуру и роста во всех отраслях, потребляющих сталь».
По данным Главного таможенного управления Китая (GACC), на которые ссылается шанхайская консалтинговая компания MySteel, страна нарастила экспорт стали в январе-сентябре к аналогичному периоду прошлого года на 21,2%, до 80,71 млн т. Только за сентябрь экспорт стали из страны вырос на 25,9% в годовом исчислении, до 10,15 млн т, подсчитала Mysteel.
Агентство Reuters сообщило, со ссылкой на инсайдеров и экспертов отрасли, что в 2024 году экспорт стали из Китая может достичь 110 млн т, близкий к рекордным 112,4 млн т объем, отправленных из страны в 2015 году, «поскольку внутреннее потребление по-прежнему сдерживается ослаблением сектора недвижимости». Основными направлениями поставок китайской стали являются Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Южная Америка.
Выплавка стали в России тоже снижается
По оценке WSA, Россия сохранила пятое место по выплавке стали в мире, произведя в сентябре 5,6 млн т, но на 10,3% меньше, чем в сентябре прошлого года. Производство за девять месяцев снизилось в годовом исчислении на 5,5%, до 54 млн т. Расчеты WSA практически совпадают с оценками Росстата, который сообщил, что за девять месяцев 2024 года производство стали в стране снизилось в годовом исчислении на 5,4%, до 53,8 млн т, хотя, по данным ведомства, в сентябре нынешнего года выплавка составила 5,4 млн т, соответственно, упав почти на 13% с сентября прошлого года.
Из четырех крупнейших российских сталеплавильных компаний операционные показатели за девять месяцев опубликовали только Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) и «Северсталь». Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) и Evraz отчетов не публиковали, а их представители сообщили Forbes, что компании пока не планируют этого делать. ММК сообщил, что компания в январе-сентябре снизила производство на 10,6%, до 8,8 млн т, в связи со «снижением потребности в стали на фоне ремонтов в прокатном переделе и сокращением деловой активности в III квартале 2024 года». «Северсталь» за девять месяцев 2024 года снизила производство стали на 8%, до 7,7 млн т, из-за проведения ремонтов в доменно-конвертерном производстве.
Китайский след
Основным фактором, воздействующим на рынок черной металлургии, является ситуация в Китае, комментирует начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Он напоминает, что Китай производит более 50% мировой стали и обладает мощностями, значительно превышающими 1 млрд т в год.
Активизация китайского экспорта стали в очередной раз создала проблемы всему глобальному рынку, согласен независимый эксперт Леонид Хазанов. «Во-первых, мощности по выплавке стали в КНР крупнее, чем в любой стране, — отмечает он. — Во-вторых, китайские игроки любят демпинговать для захвата интересных им рынков, выбивая с них местных производителей. В складывающихся условиях металлургические компании из КНР стараются всеми силами продать побольше продукции, куда только можно». Расширение поставок китайской стали на мировой рынок означает сужение возможностей экспорта из России, и можно даже ожидать скачка сбыта стали из КНР на наш рынок, полагает Хазанов. Вместе с тем, по его словам, у России есть возможности заменить Китай на отдельных рынках, в частности в Индонезии, которая недавно установила антидемпинговые пошлины на жесть из КНР, и российские металлургические предприятия могут попробовать продавать там свою продукцию.
Рост поставок из Китая уже привел к драматическому снижению цен на мировом рынке стального проката, подтверждает главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов. По его словам, китайская горячекатаная сталь подешевела на Лондонской бирже металлов (LME) с $580 за т в начале года до $484 за т на текущий момент. Сейчас именно Китай представляет главную угрозу российским сталеварам, подтверждает Худалов: «Хотя импорт китайской стали в Россию незначителен, демпинг Китая на рынках Ближнего Востока, Южной Америки и Африки — действительно головная боль российских экспортеров».
Красноженов из Альфа-банка напоминает, что при среднем потреблении стали в России 42-43 млн т в год, производство в 73-75 млн т позволяет говорить о том, что около 30 млн т стали продолжает экспортироваться.
Негативная динамика выплавки стали в России обусловлена высокими процентными ставками, оказывающими отрицательное влияние на активность в строительном секторе, ключевом потребителе стальной продукции, отмечает ведущий аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Данилов. «При этом мы отмечаем, что слабый спрос на стальную продукцию со стороны строительного сектора выступает первопричиной падения выплавки, в то время как ремонтные работы на производственных активах ряда крупнейших металлургов являются лишь следствием, — добавляет он. — Сталевары традиционно инициируют ремонты в доменно-конверторных переделах в периоды спада на рынке стали».
Рост китайского стального экспорта — достаточно существенный фактор, который может снизить глобальные цены на сталь, а также, в случае увеличения импорта китайской стали в Россию, может оказать давление и на внутренние цены, которые пока в долларовом выражении серьезно выше китайских, полагает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин. По его словам, внутренняя цена горячекатаного проката в России составляет примерно 56 000 рублей ($578) за т: «Понятно, что из-за логистики везти импортную китайскую сталь в европейскую часть России может быть пока не выгодно, но потенциальная угроза есть». Скрябин полагает, что китайский импорт стальной продукции присутствует на российском рынке лишь точечно в виде поставок сортовой стали преимущественно в дальневосточный регион.
Потребление стали в России упадет
В России, по прогнозу WSA, потребление стали в 2024 году в годовом исчислении снизится на 1%, до 44,2 млн т, хотя опрошенные Forbes аналитики полагают, что падение может быть и больше.
Снижение российского потребления представляется более радикальным — до уровня 42 млн т по итогам года, поскольку, помимо резкого охлаждения рынка жилищного строительства, мы фиксируем падение спроса в трубном сегменте на 10-12% по итогам восьми месяцев 2024 года, говорит Худалов из «Вектора Капитала».
Скрябин из «Альфа-капитала» также полагает, что падение спроса на сталь в России может оказаться глубже, чем его оценивает WSA. По его мнению, проблема российского рынка стали заключается не столько в росте китайского экспорта, который представляет угрозу лишь в среднесрочной перспективе, и ремонтах на предприятиях, а в пониженном спросе на сталь, а также ограниченных возможностях ее экспорта, вызванных западными санкциями. «Потребление стали в России снижается в основном из-за замедления строительства в результате отмены льготной ипотеки и роста ставки ЦБ», — говорит он. При наличии безрисковой доходности выше 20%, например в виде депозитов, многие, особенно физические лица и мелкий бизнес, могут предпочесть сбережения вложениям в строительство, поясняет Скрябин.