Бензин дороже денег: почему цена топлива на АЗС растет быстрее инфляции
По последним данным Росстата, 14 октября на российских АЗС бензин Аи-92 стоил в среднем 53,61 рубля за литр, поднявшись в цене на 6,6% к концу декабря прошлого года. По бензину Аи-95, который 14 октября стоил 58,88 рубля за литр, рост составил 7,2%. Это выше текущего уровня инфляции, которая с начала года составила 6,06%. Дизельное топливо, стоившее в среднем 67,09 рубля за литр, поднялось на 3,6% к концу декабря, что серьезно отстает от инфляции. Рост цен на бензин на АЗС в нынешнем году обогнал инфляцию за неделю с 23 по 29 июля, когда цены на Аи-92 выросли с начала года на 5,2%, а на Аи-95 — на 5% при инфляции в ту же неделю с начала года в 4,99%.
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цены на бензин выросли с начала года в полтора раза. По состоянию на 17 октября цена на бензин Аи-92 поднялась с 9 января (первый день торгов в нынешнем году) на 53,9% — до 60 570 рублей за тонну, Аи-95 — на 53,5%, до 65 011 рубля за тонну. Биржевые цены на дизельное топливо за это же время выросли несколько меньше: на летнее топливо — на 19%, до 60 980 рублей за тонну, на зимнее — на 18%, до 75 519 рублей за тонну.
На рынке все спокойно
Власти отрицают избыточный рост цен на АЗС. На заседании штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов 8 октября было объявлено, что, «по информации Минэнерго и ФАС, цены на топливо в розничном сегменте остаются стабильными, не превышают инфляцию, внутренний рынок полностью обеспечен бензином и дизельным топливом, дефицит отсутствует». А в конце сентября заместитель председателя правительства Александр Новак заявил в эфире «России 1», что правительство приняло все меры, чтобы обеспечить внутренний рынок необходимыми объемами нефтепродуктов. Он отметил, что в стране стабильно работают НПЗ, нефтебазы и АЗС. «И достаточное количество запасов сформировано на уровне примерно 1,9 млн тонн бензина, 3 млн тонн дизельного топлива, — сказал Новак. — Это несколько выше по сравнению с прошлым годом. Поэтому мы не видим никаких рисков и ситуация будет стабильна».
Меры для стабилизации цен на топливо принимаются с начала года. С 1 марта в России действует запрет на вывоз бензина. Правительство ввело его сначала по 31 августа для «поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом НПЗ». Запрет был отменен на период с 20 мая по 30 июня «с учетом насыщения внутреннего рынка автомобильного топлива». Затем разрешение на экспорт бензина было продлено еще на месяц — до конца июля, но в августе эмбарго было восстановлено до конца декабря «для поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период сохраняющегося сезонного спроса и плановых ремонтов, проводимых на НПЗ».
Почему дорожает бензин
Цены на нефтепродукты не могут не расти, так как дорожает нефть для НПЗ вместе с падением курса рубля, поскольку она зависит от экспортной цены, выраженной в рублях, комментирует ситуацию главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов. Кроме того, добавляет он, не стоит забывать, что в нынешнем году нефтяная отрасль подвергалась многочисленным атакам беспилотников, а замена поврежденного оборудования теперь требует сложных схем с поставками через третьи страны, что повышает стоимость ремонтов на фоне высоких ставок Центробанка, которые делают практически невозможным привлечение кредитов на выгодных условиях. «Цены в рознице в полной мере не отражают биржевых котировок, так как правительство следит за тем, чтобы годовой их рост не вышел за пределы уровня инфляции по стране», — отмечает Худалов.
НПЗ снижают производительность в том числе из-за атак беспилотников, согласен руководитель аналитического центра европейского брокера Mind Money Игорь Исаев. Ситуация с НПЗ, полагает он, в целом играет ключевую роль в вопросе роста цен на нефтепродукты. По его словам, плановые ремонты на НПЗ стали более продолжительными. «Из-за санкций возник дефицит ряда комплектующих, например катализаторов, которые критически важны для производства топлива по стандартам Евро-5, — говорит Исаев. — Россия производит лишь 60–75% катализаторов, необходимых для внутренних нужд, а некоторые их виды она перестала получать полностью. Это делает производство неравномерным и снижает производительность НПЗ на 5–10%».
Помимо проблем с производством, на рынок давит и рост потребления, отмечает эксперт. «Например, автомобильный трафик на трассе М4 «Дон» в 2024 году увеличился на 20% по сравнению с 2023 годом, а в пиковые моменты в августе достигал 100 000 автомобилей в сутки, — говорит Исаев. — Развитие военной инфраструктуры и учений в рамках «спецоперации»*, а также расширение армии, в свою очередь, увеличивают потребление топлива и в целом горюче-смазочных материалов для военных нужд».
Есть ли дефицит
Запасы бензина, о которых говорил Новак, соответствуют 19 дням потребления, дизельного топлива — 21 дню, подсчитал Худалов из «Вектор Капитал». «Дефицита нет и запас, в принципе, достаточен, — говорит он. — С учетом ритмичной работы отрасли можно допустить, что заявленный объем позволит решить вопросы обеспечения потребителей, если, конечно, не произойдут какие-то катастрофические потрясения».
Запрет на экспорт мало влияет на ситуацию на внутреннем рынке, поскольку объемы вывоза бензина и ранее не превышали 10% от производства, полагает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. По его словам, хотя рост и опережает инфляцию, нехватки нефтепродуктов даже на локальном уровне в стране нет. «У нас нет такого дефицита, что, когда вы приезжаете на заправку, там нет бензина, — говорит он. — Но власти будут смотреть, выполнены или не выполнены их обязательства, только в контексте всего года. А внутри года цены на нефтепродукты могут расти быстрее, чем общая инфляция».
Что будет дальше
Периодические ограничения на экспорт бензина действительно сократили его вывоз за девять месяцев 2024 года на 37% в годовом исчислении, до 3,2 млн тонн, говорит старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов. По его оценке, запрет увеличил отгрузки на внутренний рынок за это время на 4-5%. «Но в сентябре отгрузка бензина на внутренний рынок снизилась на 8% по сравнению с сентябрем 2023 года, а за первую половину октября падение год к году усилилось до 9%, — акцентирует внимание он. — Но тут важно учитывать, что в прошлом году сентябрь и октябрь были месяцами высоких поставок бензина на внутренний рынок, потому что тогда, как и сейчас, действовал запрет на экспорт бензина. То есть получается, что в равных условиях с запретом на экспорт текущая ситуация чуть хуже. Возможно, это связано с трудностями в железнодорожных отгрузках топлива: многие грузоотправители отмечали, что есть сложности с подвозом цистерн для вывоза топлива и с согласованием заявок на перевозку у РЖД».
Также простои мощностей НПЗ, учитывая плановые и внеплановые остановки, в первой половине 2024 года были выше прошлогодних, но в августе-октябре они были уже на 8% ниже аналогичного периода прошлого года, продолжает Титов. По его расчетам, в сентябре простои НПЗ составили 150 000 тонн в сутки, или 17% от совокупной мощности НПЗ. Пик простоев мощностей НПЗ был пройден в последней декаде сентября — 177 000 тонн в сутки. С 1 по 15 октября простои составляли уже 155 000 тонн в сутки, а 16-31 октября — 132 000 тонн в сутки. «Поэтому в октябре отгрузки будут восстанавливаться», — полагает Титов.
По мнению Исаева из Mind Money, цены на бензин продолжат рост, но в целом по году он не превысит уровня инфляции, поскольку замедлится после окончания сезона отпусков и завершения осенних полевых работ в сельском хозяйстве.
«Гипотетически локальные дефициты могут возникнуть, — рассуждает Митрахович из Финансового университета. — Если продолжится «зажимание» цен в рознице при объективных тенденциях к росту цен в опте, учитывая налоги в отрасли, которые, по разным оценкам, достигают 75%, то власти могут добиться того, что розничному бизнесу просто будет не интересно заниматься этим видом деятельности и АЗС станут закрываться либо фактически саботировать работу: владельцы заправки будут делать вид, что она работает, просто в данное время суток бензина нет».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.