В России число баров, пабов и рюмочных к октябрю 2024 года выросло на 23% в годовом выражении, до 9200 заведений. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на подсчеты «Яндекс Карт».
Рост в основном связан с открытием новых рюмочных, формат которых, по словам эксперта Franshiza.ru Тимура Хашханокова, стал особенно популярен в этом году, и развитием заведений с локальным алкоголем, пишет «Коммерсантъ». Популярность рюмочных и баров арт-директор District27 Давид Автандилов объясняет перераспределением посетителей ночных клубов, аудитория которых, напротив, снижается.
Интерес людей к настойкам увеличивается на фоне роста стоимости алкоголя, считают эксперты. Так, в московских рюмочных стоимость одной рюмки настойки составляет в среднем 250–300 рублей, в то время как за коктейль придется заплатить в три раза больше, отмечает основатель сети «Рюмкабар» Елена Кириллова. По словам Автандилова, посетители чаще выбирают российские настойки из-за значительного подорожания импортных крепких напитков. В частности, зарубежная водка с начала года к августу выросла в цене на 32% год к году, ром — на 14,8%, бренди — на 13,3%, виски — на 10,5%, следует из подсчетов сервиса «Ценозавр», которые приводит «Коммерсантъ».
По данным Franshiza.ru, с января по сентябрь 2024 года спрос на франшизы баров и рюмочных вырос на 13% год к году, а по данным TopFranchise.ru — на 7%. «Коммерсантъ» объясняет это тем, что открывать бары и рюмочные выгоднее, чем другие форматы заведений общепита. По словам Хашханокова, рентабельность рюмочных может доходить до 42% на вложенный капитал. Кириллова называет настойки самой маржинальной позицией в общепите, наценка на которую может достигать 700%. Выгода при открытии рюмочных также заключается в том, что для них не требуется большое количество персонала, а ориентация посетителей на барные позиции позволяет сократить издержки на кухню, отмечают Хашханоков и Кириллова.
Что касается перспектив расширения бизнеса, то «Коммерсантъ» предупреждает, что темп открытия новых баров и рюмочных может сократиться. По словам Автандилова, сейчас сложно найти свободное помещение в пределах Садового кольца в Москве. По итогам первой половины 2024 года доля свободных площадей на торговых улицах Москвы сократилась с 14,3% до 7,9%, следует из подсчетов NF Group, которые приводит «Коммерсантъ». Заведения общепита уже занимают 43,5% помещений, добавляет газета. Участники рынка также обращают внимание на то, что жители крупных городов все чаще посещают бары в спальных районах. В связи с этим вырос интерес рестораторов к открытию заведений в новостройках и больших жилых комплексах, отмечает гендиректор DNA Realty Антон Белых.