Владислав Бакальчук подал иск о возврате домена Wildberries.ru из ООО «РВБ»
Сооснователь Wildberries Владислав Бакальчук подал иск в Савеловский суд Москвы к Татьяне Бакальчук и ООО «РВБ» с требованием признать ничтожной сделку по передаче домена Wildberries.ru объединенной компании. Бизнесмен утверждает, что эта сделка «противоречит всем принципам закона и здравого смысла». По словам Бакальчука, эксперты оценивают стоимость домена не менее чем в $3 млн
Сооснователь Wildberries Владислав Бакальчук подал иск в Савеловский суд Москвы к Татьяне Бакальчук и ООО «РВБ» с требованием признать ничтожной сделку по передаче домена Wildberries.ru объединенной компании. С документом ознакомился Forbes. «Как бы кому-то ни хотелось переписать историю, факт остается фактом: я и Татьяна все еще состоим в браке, а никакой брачный договор между нами никогда не заключался», — заявил он Forbes.
Бизнесмен утверждает, что эта сделка «противоречит всем принципам закона и здравого смысла». «Домен выбыл из нашей совместной собственности без моего согласия и воли», — говорит он. По словам Бакальчука, эксперты оценивают стоимость домена не менее чем в $3 млн. «Подобные манипуляции» предпринимаются перед бракоразводным процессом с целью сократить размер совместно нажитого имущества, считает бизнесмен.
«Мы строили Wildberries вместе почти два десятилетия, и я не намерен позволить кому-то просто так присвоить плоды этих трудов. Я твердо намерен вернуть домен в нашу совместную собственность, потому что именно он — один из символов компании и важнейший актив», — заключил сооснователь Wildberries.
В пресс-службе объединенной компании Wildberries и Russ — ООО «РВБ» — заявили, что указанные документы не поступали в компанию. При поступлении они будут рассмотрены в установленном законом порядке, уточнили там.
Руководитель практики разрешения споров Консалтинговой группы РКТ Иван Стасюк считает, что ключевой вопрос для этого дела — действительно ли домены являются совместно нажитым имуществом, или же это личная собственность Татьяны Бакальчук. «Данный вопрос может решаться либо в этом деле, либо в деле о разделе совместно нажитого имущества; тогда дело о признании сделки недействительной, скорее всего, будет приостановлено до рассмотрения дела о разделе», — рассказал он Forbes. По его словам, поскольку компания была создана в период брака, по умолчанию это считается совместно нажитым имуществом. При этом, если между супругами были заключены какие-то соглашения, в том числе брачный договор, ответ на вопрос о судьбе имущества может быть иным, отмечает эксперт.
Если домен изначально принадлежал Татьяне Бакальчук по возмездной сделке, совершенной в браке, то по общему правилу при отсутствии согласия второго супруга есть основания для оспаривания такой сделки либо для выплаты компенсации второму супругу, рассказала Forbes адвокат, партнер юридической группы «Гришин, Павлова и партнеры» Полина Павлова. «Даже в случае оспаривания сделки с физическим лицом домен возвращается обратно на имя супруги и сторонам все равно придется договариваться о возможных вариантах его совместного использования, так как по общему правилу в отношении доменов есть сложности их оформления сразу на два лица», — пояснила она.
По словам Павловой, поскольку сделки по передаче доменов уже завершены, осуществлять принудительный возврат можно только через суд. При этом, если бы иск о разделе имущества был подан ранее, супруг мог бы просить наложить обеспечительные меры в виде запрета на распоряжение доменом, но только на тот, который был оформлен на супругу, отмечает эксперт.
Бакальчук, подав такой иск, «открыл для российского правосудия ящик Пандоры», говорит управляющий партнер Адвокатского бюро «Соколов, Трусов и Партнеры» Федор Трусов. «Доменное имя отличается от классических объектов гражданского права, как день от ночи. Потому до сих пор правоприменители не нашли единства в вопросе о том, как его квалифицировать и какие нормы права к нему применять», — поясняет он.
Адвокат, управляющий партнер МКА RUBICON Виктория Шевцова соглашается, что с правовой точки зрения это будет прецедентный кейс. Главная правовая сложность и неопределенность, по словам эксперта, заключается в том, является ли доменное имя вообще какой-либо собственностью, в том числе может ли оно быть в режиме совместной собственности супругов, ведь закон не говорит о домене как об объекте интеллектуальных прав. Шевцова считает, что перспективы дела в пользу истца очень велики, так как администрирование доменного имени, которое велось в период брака, представляет собой коммерческую ценность. «По информации из открытых источников, домен изначально был зарегистрирован и вовсе на Владислава Бакальчука, а только позже был передан Татьяне», — указывает эксперт.
О том, что Wildberries передала свои домены ООО «РВБ», стало известно 30 июля. Пресс-службы Wildberries и Russ объяснили тогда Forbes передачу домена тем, что «идет процесс объединения». На следующий день, 31 июля, Владислав Бакальчук заявил о намерении оспорить сделку.
Wildberries объявила об объединении с Russ в середине июня. Целью объединения компания назвала «совместное создание новейшей цифровой торговой платформы». В Wildberries заверили, что новый «стратегический проект» охватит не только Россию и СНГ, но и «страны глобального Юга». Wildberries и Russ зарегистрировали совместное предприятие OOO «РВБ» 4 июля. Учредителями компании стало ООО «Вайлдберриз» с долей в 65% и ООО «Стинн» (владелец ООО «Русс Аутдор») с 35%. Гендиректором указан исполнительный директор Russ Роберт Мирзоян. Ближе к концу сентября Федеральная антимонопольная служба согласовала сделку по передаче компаний группы Russ в ООО «РВБ». В конце июля Татьяна Бакальчук сообщила, что подала исковое заявление в суд о расторжении брака с Владиславом Бакальчуком.
В 2024 году Татьяна Бакальчук заняла 22-е место в рейтинге российских миллиардеров по версии Forbes с состоянием $7,4 млрд. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ей принадлежит 99% ООО «Вайлдберриз», гендиректором которого она является. Владиславу Бакальчуку принадлежит 1% в компании. В середине сентября американский Forbes заявил о снижении состояния Татьяны Бакальчук с $7,4 млрд до $4,1 млрд после объединения Wildberries с Russ.