Как владелец Киржачской типографии вкладывает в родной город сотни миллионов рублей
Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
Киржач набирает популярность у туристов, но Федорова это пока не радует — он еще не до конца реализовал свой план.
Вечером после жаркого августовского дня на площади купцов Соловьевых в Киржаче оживленно: на детских площадках резвятся дети, гуляет молодежь. На одной из скамеек компания молодых людей, увидев Федорова, затихает, с ним здороваются. «А вот здесь что будет?» — спрашивает одна из девушек. «Здесь — ресторан, там — гостиница, еще обжорный ряд сделаем с самой разной кухней», — отвечает предприниматель.
Площадь купцов Соловьевых открыли в городе в ноябре 2023 года: территорию нового пространства благоустроила администрация, а Федоров оплатил бронзовый памятник купцам и ремонт фасадов прилегающих к площади зданий. Как раз в этих зданиях бывшего шелкового комбината Соловьевых и разместятся объекты, о которых рассказал Федоров. Фасады уже очищены от штукатурки до исторической кирпичной кладки, провалы в стенах заполнены кладкой новой из старых кирпичей царских времен, добытых на развалинах в городе и за его пределами. Рядом с одним из корпусов бывшего комбината Соловьевых слышно гудение скрытой за стенами аппаратуры. «Это майнинговая ферма работает, — отвечает на немой вопрос Федоров. — Все легально, на это у нас есть лицензия ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. — Forbes). Денег почти не зарабатывает, мы ее для просушки зданий используем». Для реставрации у него есть собственные бригады каменщиков и столяров, последние изготавливают отличные летние беседки, но предприниматель не делает этот бизнес серийным. «Зачем тратить их мастерство на массовый продукт, смотри, какую дверь сделали. Шедевр», — говорит он, показывая входную группу одного из своих музеев.
Печатник
1 сентября 2023 года в столице ЮАР Претории состоялся ужин по случаю принятия в состав БРИКС новых членов. Посол России в этой стране Илья Рогачев представил банкноту в 100 БРИКС. Новость о единой валюте межгосударственного объединения наделала много шума в СМИ, через неделю российское посольство в ЮАР было вынуждено заявить, что на вечере одному из его участников была преподнесена «сувенирная банкнота стран БРИКС». Сувенир тиражом 1000 экземпляров был изготовлен в Киржачской типографии, имеющей право печатать валюту для третьих стран.
Евгений Федоров занялся печатным делом случайно. После школы он поработал столяром на Киржачской мебельной фабрике, в 1985 году уехал из Киржача на срочную службу в армию, затем учился в Московском педагогическом университете, окончил аспирантуру Российской академии госслужбы при Президенте России. В академии ему предложили участвовать в издании учебников по социальной работе, и поиск подрядчика на печать привел его в типографию МВД, где, как говорит Федоров, он «погрузился в мир полиграфии не простой, а защищенной». Он начал печатать для академии методическую литературу, а в 2003 году коллеги из типографии МВД порекомендовали Гознаку назначить его техническим директором аффилированного подразделения.
Это подразделение арендовало помещения на охраняемой территории типографии МВД, что требовалось, помимо прочего, для получения лицензии на производство защищенной от подделок полиграфической продукции. Лицензию для предприятия Федоров получил в 2005-м и начал печатать аттестаты и дипломы об образовании нового образца, в разработке которых сам принял самое деятельное участие. В 2010 году у предприятия сменился основной собственник (Гознак имел в нем всего 10%), при обсуждении работы с новым владельцем Федоров выставил условие: 15 млн рублей заработной платы в год. «При стоимости бизнеса 2,5 млрд рублей, который я создал, это было очень скромное предложение, но он отказался, — рассказывает предприниматель. — Я честно сказал, что заберу с собой своих заказчиков на 600 млн рублей, поскольку имею на это абсолютное право».
В Киржаче с 1931 года работала Киржачская типография, туда и поехал Федоров в 2010 году. Предприятие с 20 сотрудниками еле дышало, печатая на древнем оборудовании различные бланки и чеки. Федоров выкупил типографию за 5 млн рублей, перевез в город свою команду из Москвы, закупил новое оборудование, построил новые корпуса подальше от центра и уже в феврале 2011 года получил лицензию на защищенную печать. «Можно было новую типографию учредить, но я хотел быть историческим приемником, не хотел, чтобы история Киржачской типографии прервалась», — объясняет он. Сейчас в типографии работает почти 250 человек, она печатает большинство бланков документов государственного образца об образовании и получении квалификаций, медали «За успехи в учении». В 2023 году предприятие получило 1,2 млрд рублей выручки и 180 млн рублей прибыли.
Сказочник
«Ну что, брат Петр, — говорил Александр Соловьев, — любо-дорого видеть, как Киржач расцветает. Еще несколько домов мы построили в городе. Все строго по плану, все дома стоят по красной линии в образцовом порядке. <…> А наши мастера-аргуны какие чудные наличники да завитушки на окнах сделали! На крышах конечки красуются. В столице такого не увидишь!» — это цитата из беседы купцов Соловьевых в сказке Евгения Федорова «Градоначальники». Писать для детей о Киржаче и его жителях Федоров начал 12 лет назад, сейчас в серии «Сказания о земле Киржачской» уже 16 сказок, которые стали предметом внеклассного чтения в местных школах. По сказкам ставят и спектакли в частном детском театре, на создание которого Федоров потратил 60 млн рублей. «Это тоже инструмент по спасению города. Через детей, чтобы они знали, в каком прекрасном и волшебном крае они родились и живут. Для них и для себя я делаю маленький город Солнца», — объясняет Федоров.
Создавать этот город он начал в 2012 году с субботника сотрудников типографии по уборке мусора в лесу на берегу реки Киржач, где когда-то любили отдыхать члены первого отряда космонавтов после парашютных тренировок. На этом месте в 1812 году стоял лагерь с больными владимирскими ополченцами, из-за этого в городе его называли Вшивой горкой. На субботнике решили устроить в этом месте музейно-парковую зону, туда уже провели электричество для освещения прогулочных троп и площадки для фестивалей и концертов, сделали «Пляж космонавтов», установили огромные обручальные кольца для молодоженов и скамью примирения. На берегу — зоны для отдыха с мангалами и скамейками. На вопрос о том, большой ли урон наносят неохраняемой территории вандалы, Федоров взрывается: «Нет здесь больше такого!» Затем признает, что «поначалу отторжение было, вандалили, но теперь люди гордятся тем, что в городе есть».
За пять лет после начала работ на Вшивой горке Федоров с командой открыл военно-исторический комплекс «Рубеж-12» о круговой обороне Москвы в 1941 году, сквер «Александровский сад» на осушенном болоте в пойме реки, музей наличников, построил пешеходную зону «Красный тротуар» и самый длинный в России деревянный пешеходный мост. Его Федоров начал строить, чтобы сократить путь из центра города к типографии — без моста сотрудникам приходилось идти на работу в обход пешком около 3 км. Или ехать на корпоративном автобусе, который обходился типографии в 1 млн рублей в год. Федоров узнал, что в уральском городе Белорецке есть деревянный мост протяженностью 550 м, поэтому при строительстве своего Типографского моста растянул его до 555 м и попал в Книгу рекордов России. Сейчас прогулки по мосту под музыку (из установленных по всей его длине динамиков) — самый популярный маршрут у горожан и гостей Киржача. Вдоль него созданы Музей ледниковых камней, озеро Сердце, «Поляна утерянных букв». Федорову мост обошелся в 5 млн рублей. «Сейчас он бы стоил 18 млн рублей, все сильно подорожало. Я еще один мост дострою, а дальше буду заниматься только обслуживанием уже существующих», — говорит предприниматель, построивший после Типографского еще два пешеходных моста с обзорными площадками.
Главный офис Киржачской типографии расположен в центральной части города в старинном особняке. В углу двора стоит деревянный церковный купол. Несколько лет назад Федоров, гуляя по музейному комплексу деревянного зодчества в Кижах, подобрал пару выброшенных осиновых плашек после реставрационных работ с одного из куполов местных церквей, привез в Киржач и попросил своих плотников сделать из такого же материла купол. Работники с задачей справились блестяще — купол будущей церкви уже покрывается благородным серебряным отливом. Идеями Федоров зажигается быстро и всю свою кипучую энергию направляет на их реализацию. Так, например, несколько лет назад ему принесли икону, на которой было написано: «Просьба вернуть в Киржач». После этого в городе появился Музей иконописи, в котором сейчас собрано более 350 экспонатов. В 2017 году в дореволюционном купеческом доме он открыл Музей меди и латуни, через год — музей плотницкого и столярного мастерства «Дом аргунов». В 2017 году недалеко от главного офиса типографии Федорова открылась выставка репродукций Сергея Прокудина-Горского — пионера цветной фотографии, родившегося в Киржачском районе. Сейчас Федоров работает над проектом музея знаменитого земляка. Еще один музей по его планам будет посвящен поэту Андрею Вознесенскому, который в детстве гостил у своих родственников в Киржаче. Дом, в котором Вознесенский провел часть детства, предприниматель уже выкупил.
До 2010 года в Киржаче действовал лишь один муниципальный музей, а из объектов посещения для туристов был интересен лишь Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь. «Федоров, вернувшись в свой родной город, зная его историю, так как с детства увлекался краеведением, прекрасно понимал весь туристический потенциал. Он, в отличие от многих, имел системное видение реализации этого потенциала, — говорит министр предпринимательства и туризма Владимирской области Юлия Бояркина. — По данным официальной статистики, можно смело говорить о том, что благодаря вкладу Федорова турпоток в Киржаче увеличился в четыре раза».
По данным правительства Владимирской области, туристический поток по итогам 2022 года в Киржач составил 10 387 человек, в 2023 году — 11 457 человек, за два квартала 2024 года — 18 684 человека. Что от этого получает предприниматель? Туристы посещают его музеи, тратят деньги в его ресторанах, меню для которых разрабатывал один из известных московских шефов, он же организовывал работу, но доходы от этого всего несопоставимы с расходами.
«Все это пока чистая благотворительность, — признает Федоров. — Типографский мост задумывался для экономии средств на транспорт сотрудникам, лет за 15 себя окупит. С другой стороны, антиквары оценили один из моих музеев в 50 млн рублей, а потратил я на него в десять раз меньше».
Стратег
Номерной фонд в Киржачском районе составляет 158 единиц, у Федорова в нем всего четыре номера — в гостевом доме-музее Красовских с архитектурой и интерьером конца XIX века. «В основном в город приезжают самостоятельные туристы на один день. В Киржаче их интересует Типографский мост, а также Музей меди и латуни, «Дом аргунов», где можно узнать об искусстве резьбы по дереву, Музей иконописи и реставрации, — рассказывает Оксана Булах, коммерческий директор национального туроператора «Алеан». — Для наращивания турпотока Киржачу не хватает объектов размещения и продвижения в медиа. Мы наблюдаем рост интереса к турам выходного дня, и город благодаря реставрации, интересным объектам показа мог бы стать одним из востребованных направлений для коротких поездок жителей Центрального федерального округа».
Федоров с продвижением Киржача пока не спешит. Видно, что ему не нравится, когда на туристах, которых привлекают в город созданные им достопримечательности, зарабатывают другие владельцы отелей и гостевых домов. Как и то, что в туристическую и городскую инфраструктуру из местных крупных предпринимателей вкладывается только он один. «В киржачском списке Forbes я был бы на двадцатом месте по уровню доходов. Где те, кто выше меня?» — задает риторический вопрос Федоров.
Росту туристического потока он будет радоваться в полной мере, когда в 2025 году откроет отель на 80 номеров в одном из корпусов бывшей фабрики купцов Соловьевых. И реализует еще один проект исторического квартала в городе. Сейчас все его объекты в основном разбросаны по всему Киржачу, по естественным причинам многие здания дореволюционной эпохи не сохранились, для нового квартала Федоров готов их покупать в других местах, разбирать, перевозить в Киржач и собирать заново.
По плану к 2027 году его отели и гостевые дома смогут размещать 600–650 человек. Хватит ли для реализации этого плана у него средств и городского пространства? В июле 2023 года предприниматель выкупил площадку обанкротившегося Шелкового комбината и теперь занят введением в промышленный оборот 70 000 кв. м производственных корпусов. «Здесь очень выгодное место для бизнеса — удачное местоположение, есть газ, электричество, все коммуникации, рядом автомобильная и железная дорога, — перечисляет достоинства своей промзоны Федоров, лихо въезжая на джипе в заросли бурьяна рядом с одним из корпусов. — Не бойтесь, под бурьяном асфальт и бетон». Два корпуса он уже отремонтировал и открыл в них цеха типографии. Оставшиеся, по его мнению, в будущем индустриальном парке раскупят быстро. «Уже несколько предложений от инвесторов получил», — говорит предприниматель. Среди зданий промзоны стоит бывшее пятиэтажное общежитие для сотрудников комбината на 465 мест. Все необходимые резервы для реализации масштабных планов, как видим, у Федоров есть.
* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.