РБК узнал о возможной покупке российской «дочки» EOS Group Газпромбанком
Газпромбанк стал основным кандидатом на покупку российского коллекторского агентства ЭОС у его немецкого собственника EOS Group, узнал РБК. Сделка уже близка к закрытию, утверждают источники издания. В июне РБК писал, что иностранные акционеры компании вели переговоры как минимум с четырьмя потенциальными покупателями. Эксперты предположили, что в дальнейшем актив может быть перепродан уже на рыночных условиях
Структуры Газпромбанка могут купить российское коллекторское агентство ЭОС у его немецкого владельца EOS Group, пишет РБК со ссылкой на пять источников на финансовом рынке. По их словам, Газпромбанк стал основным кандидатом на покупку. Два источника издания утверждают, что сделка уже близка к закрытию. Другой собеседник, близкий к одной из сторон сделки, говорит, что она может состояться до конца 2024 года. При этом он не уточняет, получили ли стороны разрешение на сделку от специальной правительственной подкомиссии.
О том, что EOS Group планирует уйти из России, РБК писал со ссылкой на два источника на финансовом рынке в начале июня. Один из них говорил, что иностранные акционеры российской компании вели переговоры как минимум с четырьмя потенциальными покупателями. По словам другого источника, на тот момент инвестор уже был выбран.
По данным ЕГРЮЛ, 1% долей ЭОС принадлежит головной структуре немецкого холдинга EOS Holding GmbH, а остальные 99% — его «дочке», немецкой EOS International Beteiligungs-Verwaltungsgesellschaft mbH. На конец 2023 года совокупные активы ЭОС составляли 17,1 млрд рублей, следует из отчетности по РСБУ. Чистая прибыль российской «дочки» EOS в 2023 году достигла 5,1 млрд рублей, увеличившись на 75,9% год к году. Объем нераспределенной прибыли на балансе ЭОС на конец прошлого года достиг 11,5 млрд рублей, что в 2,5 раза больше показателя конца 2021-го. По словам одного из источников РБК, знающего о параметрах сделки, российская компания оценена c мультипликатором 2 к EBITDA. При этом ЭОС не публикует отчетность по МСФО, размер ее EBITDA неизвестен. В российской компании отказались от комментариев. РБК направил запрос в Газпромбанк.
EOS Group после начала российской «спецоперации»* на Украине не объявляла о планах свернуть бизнес в России. Как отмечали опрошенные РБК эксперты в июне, на решение EOS Group выйти из российского бизнеса могли повлиять сложности с поддержанием маржинальности бизнеса из-за паузы с новыми сделками цессии на фоне геополитической ситуации, а также «давление на недружественных коллекторов». В частности, Минюст в середине января опубликовал проект указа о запрете взыскания просроченной задолженности физлиц организациями, среди собственников которых есть представители «недружественных» стран. Против запрета выступило Минэкономразвития. В марте законопроект с аналогичным предложением внесли на рассмотрение в Госдуму. Депутаты направили документ на доработку.
Участники рынка взыскания, знающие о переговорах структур Газпромбанка с EOS Group, затруднились сказать, с какой целью банковская группа интересуется активом, пишет РБК. «Мы не исключаем дальнейших изменений в структуре собственности компании, актив может быть перепродан уже на рыночных условиях», — прокомментировал старший директор по банковским рейтингам «Эксперта РА» Иван Уклеин. По его словам, покупатель актива может заработать на «существенном» дисконте.
«Сделка с ЭОС относится к сделкам по выходу нерезидентов из капитала российских компаний, что часто сопровождается значительным дисконтом, до 60%. Поэтому сделка может быть привлекательна именно с точки зрения финансовых вложений», — отметила также менеджер проектов инвестбанка Aspring Capital Ольга Макарова. По словам эксперта, важным условием также могла стать неподсанкционность покупателя. «Этот момент важен для решения вопроса о переводе средств продавцу за сделку в недружественные юрисдикции», — пояснила Макарова.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.