В правительстве вернулись к идее создать укороченную версию самолета МС-21
Российский среднемагистральный самолет МС-21 может наравне с базовой получить укороченную версию, сообщил «Ведомостям» первый вице-премьер Мантуров. По данным источников «Коммерсанта», базовая версия МС-21, построенная с использованием отечественного композита и новых систем, оказалась на 5,75 т тяжелее, что может снизить дальность полета с 5100 до менее 2800 км
Российский среднемагистральный самолет МС-21 может наравне с базовой получить укороченную версию, сообщил «Ведомостям» первый вице-премьер Денис Мантуров.
Он напомнил, что создание МС-21 с 2014 года «преследуют санкции», в 2022-м пул зарубежных поставщиков перестал работать с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), и потребовалось замещать 36 систем самолета.
Мантуров отметил, что для создания российских аналогов систем и авионики требуется адаптировать под них саму конструкцию самолета. «Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолета», — уточнил он. И объяснил, что это позволит авиакомпаниям «более эффективно» эксплуатировать авиалайнер, учитывая получившиеся весовые характеристики, и сохранить изначальную дальность полета при загрузке 140–150 человек.
Представитель ОАК сообщил изданию, что сейчас проходит сертификационные испытания и готовится к запуску в серию базовая версия самолета МС-21-310, который и будут получать заказчики. А укороченная версия «находится на стадии начала эскизно-технического проектирования».
Источник издания, близкий к разработчику самолета, уточнил, что детальная проработка возможности создания укороченного МС-21-210 именно для увеличения дальности полета ведется с середины 2023 года.
Базовая версия МС-21-310 позволяет перевозить до 211 пассажиров, предельная дальность полета составляет 5100 км.
Первый полет МС-21 совершил в мае 2017 года с двигателями PW1400G американской Pratt & Whitney. Осенью 2018 года производитель композитного крыла для МС-21 — компания «Аэрокомпозит» — попал под санкции США и лишился возможности закупать необходимое импортное сырье. В декабре 2020-го совершил первый полет МС-21-310 с российским двигателем ПД-14.
Ожидалось, что первые четыре таких самолета будут поставлены в конце 2022 года, но после введения в 2022 году антироссийских санкций сроки сдвинулись на 2024-й. В феврале 2024 года глава «Ростеха», в который входит ОАК, Сергей Чемезов заявил, что начало серийных поставок МС-21 переносится на 2025–2026 годы, так как его испытания «еще не завершены». Месяц спустя «Коммерсантъ» сообщил со ссылкой на источники, что смещение сроков вызвано утяжелением самолета. Масса импортозамещенного МС-21-300 по сравнению с версией, построенной с использованием иностранных компонентов и западными двигателями, увеличилась на 5,75 т за счет применения отечественного композита и новых систем самолета. В итоге дальность полета при максимальной коммерческой загрузке в 20,3 т может сократиться до менее 2800 км.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев объяснил изданию, что если сделать фюзеляж короче, сократив массу пустого самолета и количество перевозимых пассажиров, то можно увеличить дальность полета.