К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Более 50% российских предприятий не нашли альтернативу подсанкционному импорту


Более 50% предприятий в России заявили, что не смогли найти альтернативу попавшим под санкции импортным материалам, комплектующим и оборудованию. 30% компаний, опрошенных ИНП РАН, не нашли альтернативных поставщиков и в «дружественных» странах. За последние 2,5 года ситуация улучшилась — весной 2022 года об отсутствии альтернатив сообщили 62% предприятий

Больше половины российских предприятий не смогли найти альтернативу ставшим недоступными из-за санкций импортным материалам, комплектующим и оборудованию. Об этом пишет РБК со ссылкой на опрос, проведенный в августе экономистом Сергеем Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.

Как показало исследование, 53% предприятий не нашли альтернативных поставщиков. 30% респондентов заявили, что не смогли найти замену импортным поставкам и в «дружественных» России странах. За последние 2,5 года ситуация несколько улучшилась: в апреле 2022 года на отсутствие альтернатив в России пожаловались 62% участников опроса, в «дружественных» странах — 37%. 

Больше трети предприятий (37%) сообщили, что были вынуждены существенно менять технологические цепочки из-за невозможности заменить импортное сырье и комплектующие. В апреле 2022 года об аналогичной проблеме заявили 38% компаний в сфере промышленности. Доля предприятий, констатирующих увеличение инвестиций под «импортозамещающий» спрос на свою продукцию, за 2,5 года не изменилась и составила 14%.

 

Согласно опросу, проведенному в июле 2024 года, основным каналом замещения подсанкционной продукции остается китайский импорт — его в 2024 году используют 68% российских промышленных предприятий. Российские аналоги заняли второе место (54%). Турецкое оборудование закупают 21% респондентов, аналоги из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — 18%. 16% компаний заявили, что продолжают покупать попавшие под санкции материалы и оборудование по канала параллельного импорта.

Импортозамещение — сложный и небыстрый процесс, отметил, комментируя результаты опроса, главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Тот факт, что часть предприятий смогли найти альтернативу, — это уже большой успех, а «произвести замену на 100% все равно не удастся», указал эксперт. Среди проблем импортозамещения оборудования он выделил необходимость его технологического совмещения с уже установленными станками. В противном случае «придется менять всю линию на заводе», а, например, Китай «не спешит помогать с заменой производственных линий», отметил экономист.

 

Впрочем, часть опасений, связанных с уходом иностранных поставщиков, не оправдалась, показало исследование ИНП РАН. Например, масштабы отказа от импортного оборудования из-за невозможности его ремонтировать оказались скромнее ожиданий: 28% в августе 2024 года — против 40% в апреле 2022-го.

Доля предприятий, заявивших о снижении качества и конкурентоспособности своей продукции из-за отказа от импортных комплектующих, за 2,5 года сократилась с 26% до 16%. 41% компаний сообщили о росте «импортозамещающего» спроса на свою продукцию, а 30% — о снижении конкуренции с иностранцами из-за их ухода с российского рынка.

«Разумеется, значительная часть оборудования не производится в России, а санкции создают проблемы. Но приведенные данные, насколько я понимаю, не позволяют говорить о провале процесса замещения оборудования на свое и из дружественных стран. Процесс идет», — отметил в разговоре с РБК начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли Центра развития ВШЭ Владимир Бессонов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+