Вагоны включили тормоза: что происходит с движением грузов по сети РЖД
Грузовладельцы отмечают нехватку инфраструктуры и тяги в РЖД по самым востребованным направлениям перевозок и видам грузов. Снижается скорость обработки грузов в зонах погрузки и выгрузки. То и дело появляются сообщения о заторах и росте числа брошенных поездов. В июле, по оценкам Союза операторов железнодорожного транспорта, количество брошенных поездов составляло свыше 100 000 единиц, или около 9% парка. Станции не в состоянии обрабатывать грузы в срок. Заказчикам отказывают в погрузке. По некоторым направлениями подачу вагонов ждут месяцами на фоне достаточности вагонного парка на сети, пишут отраслевые издания.
По официальным данным, в июле погрузки угля на сети РЖД снизились на 8%, зерна — на 9%, чёрных металлов — на 12%, цемента — на 15%, стройматериалов — на 17%.
Вагончик катится
Представитель одной из сибирских логистических компаний считает, что погрузка падает во многом из-за ухудшения оборота вагонов: «У нас в строительной отрасли показатели погрузки падают на 10-20% каждый месяц — по показателям год к году».
Ключевым показателем эффективности работы железнодорожного транспорта является оборот вагона — это цикл, который можно считать от начала одной погрузки до начала следующей. В первом полугодии 2024 года этот показатель стал худшим за последние 14 лет. По данным издания Vgudok.com, оборот грузового вагона рабочего парка составил более 20 суток, что на 10% больше, чем показатель аналогичного периода предыдущего года. Увеличение оборота вагона означает ухудшение этого показателя.
По оценкам союза «Объединение вагоностроителей», в настоящее время эксплуатируемый парк грузовых вагонов на сети РЖД составляет 1,347 млн единиц. Речь идет об общем вагонном парке, который включает вагоны операторских компаний — ФГК, ПГК, Globaltrans, «Деметра-Холдинг», НТК и других. При этом порядка 200 000–220 000 грузовых вагонов, по оценкам союза, даже могут считаться «излишними», в то же время у некоторых операторов наблюдается их локальный дефицит.
Причина дефицита — увеличение времени оборачиваемости вагонов, что обусловлено невозможностью инфраструктуры, что называется, «переварить» такой объем парка в условиях имеющихся ограничений пропускной способности сети. А увеличение времени оборачиваемости, в свою очередь, стало результатом изменения логистических цепочек и увеличения расстояний перевозки грузов, приводит слова исполнительного директора «Объединения вагоностроителей» Евгения Семенова издание Vgudok.com.
Заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Денис Семенкин рассказал, что грузовые вагоны «по два, по три месяца не могут дойти до клиента».
«Причем речь идет не о расстояниях в тысячи километров. Есть примеры, когда вагон находится на станции с тарифным расстоянием 14 км и не может прийти месяц. Издалека вагоны быстрее приходят, чем перемещаемые с соседних станций. То есть железная дорога на сегодняшний день организовывает перевозку порожняка крайне плохо», — отметил эксперт.
По его мнению, вопрос избытка парка можно решить. «Если железная дорога начнет выполнять свои обязательства перед клиентами, закупит дополнительные маневровые тепловозы, которые осуществляют подачу/уборку вагонов под или после выгрузки, то у нас резко снизится оборот вагона — вагоны будут быстрее оборачиваться, быстрее попадать к клиенту, быстрее уходить с мест выгрузки, и мы сразу ощутим, как много вагонов стало на сети», — считает Семенкин.
В РЖД признают наличие проблемы с оборачиваемостью вагонов и связывают ее именно с профицитом парка. «Когда на автомобильную трассу выезжает больше автомобилей, чем она может пропустить, движение от этого не ускоряется. Ситуация усугубляется, если кто-то в одной из полос для движения припаркует свою машину на продолжительное время», — говорится в сообщении пресс-службы РЖД. В ней также уточнили, что темпы поступления нового парка в сеть РЖД опережают выбытие старых вагонов. За последние шесть лет парк увеличился на 235 000 единиц (+21%) и достиг 1,348 млн единиц.
«По оценке отраслевых институтов, количество вагонов превышает предельно допустимые технологические параметры инфраструктуры железнодорожного транспорта на 220 000 единиц, — подтвердили Forbes в пресс-службе РЖД. — Исходя из имеющейся грузовой базы и возможностей инфраструктуры, они оказываются невостребованными и поэтому простаивают, в том числе на путях общего пользования, и препятствуют продвижению поездов и маневровым операциям. Это привело к отрицательной динамике основных показателей, оценивающих эффективность не только использования грузовых вагонов, но и перевозочного процесса в целом. Производительность вагона по сравнению с 2018 годом снизилась на 20%».
По имеющимся прогнозам, поделились в пресс-службе РЖД, к 2030 году профицит парка составит уже около 310 000 вагонов. «Для урегулирования этой ситуации совместно с Союзом операторов железнодорожного транспорта разработана методика расчета потребного парка подвижного состава, которая проходит согласование с причастными федеральными органами исполнительной власти, — говорится в ответе пресс-службы на запрос Forbes. — Также рассматривается ряд изменений в нормативные акты в части организации работы с порожними грузовыми вагонами».
Даешь угля
В последние месяцы, по данным собеседников Forbes, проблемы в сети фиксируют сталелитейщики, перевозчики контейнеров, угольщики. По оперативным данным, погрузка угля за шесть месяцев 2024 года сократилась до 169,2 млн т (-5,5% к аналогичному периоду 2023-го). При этом в РЖД сообщили о наращивании объемов перевозок угля на экспорт в восточном направлении: согласно квоте, для него было погружено для отправки за рубеж около 100 млн т. Судя по приведенным данным, весь запланированный объем угля на экспорт в восточном направлении из Кузбасса, Тывы, Бурятии и Якутии был вывезен. Однако перевозчик не раскрыл данные по другим направлениям: отправки в направлении портов Юга и Северо-Запада сократились. И в целом экспорт угля снизился на 11%. Как сообщили экспортеры, они отправили столько, сколько пропускала сеть.
«В январе-июле 2024 года по сети РЖД отправлено 697,7 млн т грузов (-3,4% к аналогичному периоду прошлого года), — сообщили Forbes в пресс-службе РЖД. — Основное снижение приходится на экспорт угля, прежде всего из-за уменьшения спроса на перевозки в направлении портов Азово-Черноморского бассейна в первые месяцы года — в феврале объемы предъявления груза сократились в шесть раз».
Но спрос на экспортные перевозки угля в южные порты постепенно восстанавливается, отмечают в компании: «Однако с учетом ограничений пропускной и провозной способности инфраструктуры, пика летних пассажирских перевозок обеспечить восполнение не предъявленных ранее объемов не представляется возможным». В пресс-службе РЖД также отметили, что при падении перевозок угля по итогам семи месяцев 2024 года положительную динамику показали удобрения (+8,5% к январю-июлю 2023 года), промышленное сырье (+13,1%), зерно (+3,3%), кокс (+5,3%).
Траки и рельсы
Снижаются не только экспортные перевозки, но и внутренние. Сокращение объемов последних в первом полугодии составило 2,8%, до 464,2 млн т. Общий объем перевозок по сети уменьшился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 3,7%, до 772,2 млн т, сообщал «Интерфакс».
Объем международных перевозок в январе-июле 2024 года снизился на 4,9%, составив 308 млн т, в том числе через порты было перевалено 194,9 млн т (-6,6% к январю-июлю 2023-го), через погранпереходы — 113,1 млн т (-1,9%).
Снижение импорта в январе-июле составило 9%, до 40,8 млн т, в том числе перевалка через порты была на уровне 9,5 млн т (+5,2%), через погранпереходы — 31,3 млн т (-12,6%). Экспортные перевозки за семь месяцев уменьшились на 4,8% и составили 242,2 млн т, перевозки через порты упали на 7,2%, до 184,5 млн т, а через погранпереходы — выросли на 3,8%, до 57,7 млн т.
Грузы активно уходят с железной дороги: сбои в сети выдавливают грузопоток на автотранспорт, утверждают собеседники Forbes. По оценкам руководителя направления по работе со средним корпоративным бизнесом ГК «Альфа-Лизинг» Анны Граховой, сегодня уже около 65% внутренних грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом. Грузы, которые на автомобилях доставляются за 12 часов, по железнодорожным магистралям едут примерно семь суток, если брать в расчет плечо в 650 км.
В РЖД приводят иную статистику. «Железнодорожный транспорт сохраняет первое место по грузообороту — ключевому показателю транспортной работы, характеризующему не только факт погрузки, но и расстояние перевозки груза, — говорится в сообщении пресс-службы компании. — По данным Росстата, доля железных дорог в грузообороте транспортной системы страны по итогам первого полугодия 2024 года составила 46,4%, а без учета трубопроводного транспорта — 86,5%. При этом доля автомобильного транспорта за тот же период составила 6,8%».