К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бензин подорожал на 16,5%: поможет ли запрет экспорта остановить рост цен

Фото Эрика Романенко / ТАСС
Фото Эрика Романенко / ТАСС
Бензин Аи-95 за месяц подорожал на 16,5%. Чтобы бороться с ростом цен, власти планируют продлить запрет на экспорт вплоть до ноября. С чем связан взлет стоимости бензина и поможет ли выправить ситуацию ручное управление правительства, разбирался Forbes

31 июля стало известно, что правительство России сохранило запрет на экспорт бензина в августе и приняло принципиальное решение продлить его на сентябрь и октябрь. Об этом сообщил, выступая в Госдуме, первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин. «Чтобы избежать любых проблем... снятия запрета на экспорт в августе не будет, — сказал он. — Также принято принципиальное решение на сентябрь-октябрь, что экспорт будет ограничен для того, чтобы подстраховаться». При этом еще в понедельник, 29 июля, во время заседания штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов Минэнерго сообщало, что внутренний рынок полностью обеспечен бензином.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Почему поднялись цены

Цены на бензин Аи-95 достигли пика в 75 296 рублей за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 24 июля, поднявшись на 16,5% с 64 629 рублей за тонну в начале месяца. Цены на бензин марки Аи-92 достигли пика немного раньше, 18 июля, поднявшись на 7,6% — до 57 908 рублей за тонну с 53 809 рублей за тонну 1 июля.

В рознице средние цены изменились менее заметно — на бензин Аи-92 они выросли на 2% — до 52,90 рубля за литр 29 июля с 51,85 рубля 1 июля, на бензин Аи-95 также на 2% — до 57,90 рубля за литр 29 июля с 56,69 рубля в начале месяца.

 

«В России растут налоги для нефтяных компаний, а также их расходы на обеспечение безопасности против атак дронов, на ремонт нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в условиях нехватки импортных комплектующих и необходимости их замещения, — комментирует рост цен эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — Конечно, компании хотели бы отыграться за счет повышения цен на внутреннем рынке. Если цены на нефтепродукты за пределами России достаточно высоки, то обычно у компаний есть стимул больше экспортировать и, соответственно, меньше направлять на внутренний рынок».

Правительство ввело запрет на экспорт бензина с 1 марта по 31 августа для «поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов». Однако запрет был отменен на период с 20 мая по 30 июня. Это решение было принято «с учетом насыщения внутреннего рынка автомобильного топлива, недопущения снижения объемов переработки отдельными нефтеперерабатывающими предприятиями из‑за затоваривания автомобильным бензином, а также необходимости освобождения портов от объема топлива, планировавшегося к экспорту, но не вывезенного непосредственными производителями после введения ограничений». Затем разрешение на экспорт бензина было продлено еще на месяц — до конца июля.

 

Эксперт Института энергетики и финансов (ИЭФ) Георгий Панаиотов напоминает, что действовавший с 1 марта по 20 мая запрет на экспорт бензина вызвал снижение его стоимости. Однако, после того как власти временно вернули возможность экспорта, цены стали быстро расти. Это, по словам Панаиотова, было связано с началом летнего периода, когда спрос на автобензин растет, а также с участившимися ударами украинских беспилотников по российским НПЗ и нефтебазам.

Дополнительным фактором, приводящим к росту цен, отмечает Панаиотов, являются западные санкции, из-за которых нефтяные компании испытывают трудности с ремонтом и восстановлением НПЗ, построенными с использованием европейских и американских технологических решений. Замена оборудования китайской продукцией не всегда возможна и зачастую означает дорогостоящее изменение технологических цепочек вместо стандартного регулярного ремонта, уверен эксперт.

Кроме того, добавляет он, в настоящее время производители создают запасы бензина, готовясь к осеннему периоду масштабных ремонтов НПЗ, и у них не остается достаточных свободных объемов топлива, чтобы предложить их рынку и сбить цены. Таким образом, говорит эксперт, в июле внутренний рынок топлива столкнулся с хроническим недостатком автобензина, особенно Аи-95. «Заявления правительственных чиновников об отсутствии дефицита — один из классических способов снизить ожидания участников рынка по росту цены, — отмечает Панаиотов. — Биржевики, наоборот, говорят о существенном дефиците».

 

Почему разные сорта бензина дорожают по-разному? Резкий подъем цен на бензин Аи-95 может объясняться невозможностью свободного ценообразования для бензина Аи-92 из-за так называемого демпферного механизма, по которому государство компенсирует компаниям потери в случае продажи бензина внутри страны дешевле, чем при продаже на экспорт, говорит Панаиотов. Среднемесячная экспортная цена бензина сравнивается с установленной в налоговом кодексе условной оптовой ценой внутреннего рынка. Но такая условная цена устанавливается только для Аи-92, а для Аи-95 ее не существует, что позволяет переработчикам дополнительно повышать цену на этот сорт бензина, отмечает эксперт.

«Ключевыми акторами выступили государственные компании: «Газпромнефть», «Роснефть» и ее дочерняя «Башнефть», которые активно поднимали цены на своих бензоколонках, — отмечает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. — В связи с этим вице-премьер Александр Новак призвал нефтяные компании увеличить переработку, чтобы ограничить рост цен. Однако когда к ценам ведущих игроков стали подтягиваться цены независимых операторов, рост продолжился, это вынудило правительство принять радикальное решение — сохранить запрет на август. А затем было принято принципиальное решение продлить запрет на сентябрь и октябрь. Хотя официальных документов пока нет, скорее всего, в сентябре-октябре вывоза бензина за рубеж не будет».

К чему приведет запрет

«Я думаю, что в текущей ситуации запрет на экспорт бензина может притормозить рост цен», — говорит Митрахович из Финансового университета. В результате новых ограничений можно ожидать снижения оптовых цен на бензин, прежде всего на Аи-95, как минимум на 7–10%, соглашается Панаиотов.

«Но текущие меры правительства лишь сгладят, но не выправят ситуацию, — полагает эксперт. — В отличие от опта, розничные цены активно сдерживает политика государства. Если бы государство не сдерживало розницу, то цены на заправках были бы значительно выше, чем сейчас».

Правительство принимает превентивные меры с целью повлиять на ценообразование вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в розничном сегменте, полагает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «Сейчас рост цен на бензин Аи-95 практически догнал инфляцию, — говорит он. — А это уже фактор риска для правительства, поскольку бензин является социально значимым продуктом, от взлета цен на который страдают потребители. Минэнерго выступило в поддержку данного решения [о запрете экспорта бензина], хотя само видит рынок достаточно сбалансированным. Мы также не видим дефицита топлива и полагаем, что предпринятые меры являются именно попыткой сдержать рост цен, которые, на наш взгляд, на бирже действительно несколько завышены и не отражают реального положения дел в части баланса спроса и предложения на внутреннем рынке».

 

Запрет на экспорт должен привести к стабилизации цен в ближайшее время в оптовом сегменте, а затем, с некоторым лагом, и в рознице, объясняет Блохин. «Пока не стоит ожидать, что цены отреагируют немедленно, тем более что официальное решение еще не принято, — говорит он. — Скорее всего, заметную динамику мы увидим в августе, когда на рынок поступят дополнительные объемы. И тогда цены в оптовом сегменте перейдут к снижению, а к концу месяца они могут снизиться и на АЗС».

Госдума тоже хочет регулировать цены на бензин

Свою лепту в регулирование цен на бензин решила внести и Госдума. В письме, которое направил вице-премьеру Александру Новаку вице-спикер Борис Чернышов, предлагается ввести квотирование поставок бензина на внутренний рынок, а также увеличить долю биржевых продаж этого топлива с нынешних 13% до 20%. В письме отмечается, что для реализации этого механизма необходимо учредить правительственную комиссию, которая будет заниматься ежеквартальной разработкой квот на поставки дизтоплива и бензина на внутренний рынок, исходя из меняющихся потребностей внутреннего рынка и стратегических отраслей. Для компаний, не выполняющих установленные нормативы, предлагается ввести штрафные меры. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не получала предложение Госдумы о квотировании рынка топлива в России, однако согласилась, что эту меру необходимо детально обсуждать.

Идея принудительного увеличения поставок на внутренний рынок пока кажется излишней, говорит Митрахович из Финансового университета. «Если вы закрываете экспорт, то вы и так, по сути дела, принуждаете компании поставлять бензин на внутренний рынок, — говорит он. — Это касается и увеличения продаж на бирже. У нас количество владельцев НПЗ относительно мало, поскольку почти все они принадлежат ВИНКам. Биржа является эффективным механизмом, когда много покупателей и много продавцов. А в условиях олигополии компании рано или поздно найдут способ, как бороться с этими продажами «из-под кнута».

Однако Панаиотов из ИЭФ видит и позитивную сторону в повышении объема обязательных продаж бензина на внутреннем рынке. «Дело в том, что большая часть АЗС принадлежит крупным нефтегазовым компаниям, — поясняет он. — И ценообразование на топливо идет внутри этих компаний, которые могут компенсировать низкую маржу на АЗС за счет роста оптовых продаж, в том числе за рубеж. А независимые НПЗ вынуждены покупать топливо по высоким оптовым ценам и продавать их с минимальной наценкой, а иногда даже в убыток из-за политики правительства по сдерживанию розничных цен».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+