К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мороз, жара и низкая рентабельность: почему Россия потеряла часть урожая картофеля

Сбор раннего картофеля (Фото Дмитрия Рогулина / ТАСС)
Сбор раннего картофеля (Фото Дмитрия Рогулина / ТАСС)
В 2024 году в России соберут на 1,4 млн т, или на 16% меньше картофеля, чем в рекордном 2023-м. С января по июнь овощ подорожал на 88%, и дело не только в сезонном ценовом пике. Египет, традиционно поставлявший на рынок ранний картофель, переориентировался на Европу. А агропроизводители сокращают площадь под картофелем из-за невысокой и непредсказуемой рентабельности. В ближайшие месяцы цены снизятся, считают опрошенные Forbes эксперты, но в перспективе года возможен только рост

Россия может снизить сбор овощей относительно результатов прошлого года, полагают собеседники Forbes, и самые ощутимые потери будут связаны с картофелем.  

«В 2024 году из-за снижения урожая овощей открытого грунта на хранение явно будет заложено меньше», — отмечает гендиректор «Технологий Роста» Тамара Решетникова. «Мы можем недосчитаться от 7% до 15% от уровня прошлогоднего урожая в зависимости от вида овощных культур, сильнее всего пострадают, скорее всего, картофель и томаты», — полагает партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании «НЭО» Альбина Корягина.  

И дело не только в неблагоприятных погодных условиях, которые уже повлияли на зерновые и фрукты. Свою роль сыграло снижение рентабельности выращивания — в этом году аграрии решили сократить площади под картофелем.  

 

В 2023 году сбор картофеля составил рекордные 8,6 млн т, отмечает исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников. Для сравнения, общий объем производства овощей открытого грунта (без учета картофеля) в России составил 5,9 млн т, приводит данные «АБ-Центр». Опрошенные Forbes эксперты ожидают, что из-за комплекса факторов, как погодных, так и экономических, в текущем году картофеля соберут почти на 1,4 млн т (16%) меньше, чем в прошлом.

Картофельный тупик

«Погодные условия, сопровождающие период вегетации, в этом сезоне сложные, — констатирует Красильников. — Весной аграрии столкнулись с переувлажнением, заморозками, паводками на Урале и в Сибири, а летом — с аномальной жарой».

 

Несмотря на это, первые сводки по сбору урожая, по его словам, вселяют оптимизм, хотя массовая уборка еще впереди и полное понимание ситуации появится только в сентябре-октябре. Пока сбор остальных овощей в целом по стране тоже идет с опережением графика прошлого года, отмечает член правления Плодоовощного союза Ирина Мурашова. По данным Минсельхоза, на 12 июля овощей открытого грунта собрано 255 700 т, что на 19% больше, чем за тот же период годом ранее. Впрочем, большие объемы овощей незащищенного грунта за первые недели сбора урожая обусловлены ранним созреванием и сдвинувшимися сроками старта уборки, добавляет Решетникова из «Технологий Роста», поэтому излишний оптимизм неуместен. 

Объемам производства картофеля в России угрожает не только погода, но и то, что аграрии теряют интерес к этой культуре. Площадь под картофелем сократилась на 20 000 га по сравнению с прошлым годом, а урожай ожидается на уровне 7,2 млн т против рекордных 8,6 млн т в прошлом году, отмечает Красильников из Картофельного союза, ссылаясь на подсчеты Минсельхоза.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«В прошлом сезоне наблюдалось значительное падение цен, что было связано с перепроизводством, — добавляет генеральный директор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» Алексей Плугов. — Обычно в промышленном секторе собирают меньше; для сравнения, в 2022 году сборы составляли 7,3 млн т, в 2021 году — 6,6 млн т».

 

По его словам, последние два сезона рентабельность находилась на довольно низких уровнях. Согласно данным опроса, проведенным компанией Kynetec (есть в распоряжении Forbes), аграрии не видят больших перспектив в выращивании картофеля. Из опрошенных 163 производителей 60% оставляют площади прежними, 19% точно их сокращают, а 13% колеблются. Картофель оказался в самом конце списка яровых культур по индексу оптимизма. 

Производители подтверждают эти данные. «Есть несколько причин отказа от картофеля, главная — трудоемкость процесса (уборка, упаковка, загрузка), — рассказывает глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская. — Плюс рентабельность варьируется от 0 до 100% в разные годы. В ближайшем обозримом будущем картофель возвращать в оборот предприятия точно не планируем».

Низких цен не будет

Традиционно летом происходит сезонное снижение розничных цен на овощи в целом и картофель в частности, но в текущем году оно запаздывает и, вероятно, будет незначительным, предупреждают опрошенные эксперты. Пока крупные торговые сети фиксируют лишь начало сезонной коррекции цен на овощи борщевого набора, отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. 

Картошка и вовсе подорожала на 88%, с 29,93 рубля за килограмм в январе 2024 года до 56,31 рубля за килограмм в июне этого года, согласно данным Росстата. К росту цен привело сочетание двух факторов, объясняет Красильников из Картофельного союза. «Биологический срок хранения картофеля даже в современных хранилищах заканчивается в мае-июне, и на рынке в это время наблюдается дефицит отечественной продукции, — говорит он. — Египет, являющийся основным поставщиком раннего картофеля на российский рынок, в этом сезоне переориентировал экспорт на страны Европы, где наблюдался серьезный неурожай, и завозной продукции в России также оказалось меньше, чем обычно. В итоге цены, в первую очередь на картофель из южных регионов страны, поднялись. Но уже через неделю или две покупатели заметят традиционное для периода начала уборки урожая снижение стоимости».

«Однако картофель «первой цены» дешевеет медленно: за месяц закупочные цены снизились лишь на незначительные 1,5%, до 47 рублей за килограмм, — говорит Караваев. — Ретейлеры пока удерживают минимальные розничные цены на картофель ниже закупочных, средняя минимальная розничная цена на картофель в торговых сетях — членах АКОРТ составляет 45,7 рубля за килограмм».

 

По состоянию на 19 июля 2024 года средние оптовые цены на картофель на юге страны составляли 24,2 рубля за килограмм, а годом ранее они находились на отметках в 16,5 рубля, добавляет Плугов из «АБ-Центра». Таким образом, пока что в опте цена на 46,7% (на 7,7 рубля за килограмм) выше, чем годом ранее, что как раз и отражается на уровне розничных цен. «В целом по сезону 2024/2025 (период с июня 2024 по май 2025 года) мы увидим куда более высокий уровень цен, чем в сезон 2023/2024», — полагает он.

«Потребление картофеля составляет около 56 кг на человека в год, менее 5 кг в месяц, так что критичным рост цен для домохозяйств назвать нельзя, — заключает Красильников. — И в целом картофель и овощи открытого грунта являются самыми затратными в плане производства культур в растениеводстве, поэтому они не могут и не должны стоить дешево». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+