Выручка фитнес-клубов в России в первом полугодии выросла до 95 млрд рублей
Совокупная выручка российских спортивных клубов за первое полугодие 2024-го составила 94,7 млрд рублей, что почти на 11% больше, чем за тот же период прошлого года. Об этом говорится в исследовании Национального фитнес-сообщества (НФС), которое объединяет более 3000 клубов из 85 регионов России. С исследованием ознакомился Forbes.
В плюсе все ключевые показатели отрасли: продажи клубных карт оказались выше результатов первого полугодия прошлого года на 11%, дополнительных услуг — на 12%, посещаемость увеличилась на 11,7%.
Всего за первое полугодие 2024 года открылось порядка 370 клубов, закрылось около 75. Сейчас в России работает около 9300 фитнес-объектов.
«Российский фитнес-рынок растет, но рост неоднородный: есть деление по регионам, сегментам, по дифференциации продуктовой линейки», — констатирует глава Национального фитнес-сообщества Елена Силина. По ее словам, наибольшее число клубов (порядка 47%) расположено в Москве и Подмосковье, еще примерно 14% — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Доля городов-миллионников — порядка 20%, городов с населением от 500 000 до 1 млн человек — около 19%.
«Среди объектов, открывшихся в период с 2021 по 2024 год (всего около 1885 новых точек), на небольшие студии приходится 72%, на многофункциональные объекты — 12%, на классические клубы без бассейна — 9%, на объекты в ТЦ — около 7%», — подсчитала Силина. По ее оценке, студии стали самым быстроразвивающимся форматом фитнес-бизнеса по причине сравнительно небольших вложений — от 1,7 млн до 15 млн рублей в зависимости от локации, площади и функциональных возможностей. Согласно прогнозу НФС, к концу 2024 года доля студий в общем объеме заведений может превысить 80%.
Стоимость клубных карт и абонементов увеличивается, следует из данных исследования НФС. С начала 2024 года рост в среднем по стране составил 15%, но этот показатель напрямую зависит от ценовой политики и территориального расположения фитнес-клуба. На московском рынке в премиум-сегменте карта стоит около 150 000 рублей в год, в бизнес-классе — около 55 000 рублей, в экономклассе — около 20 000. В регионах цены значительно ниже: в премиум-сегменте — примерно 45 000 рублей, в бизнес-классе — 27 000 рублей, в эконом — 14 000 рублей. «Усредненно подорожание выглядит так: клубы экономсегмента подняли стоимость карт с начала года в среднем на 5%, бизнес-класса на 10-12%, карты премиум-сегмента подорожали в среднем на 20% за указанный период», — говорит Силина.
«Продажи клубных карт лучше в среднем на 10%, чем за прошлый год», — подсчитал владелец сети фитнес-клубов «Броско» Сергей Игохин.
Летом традиционно значительно снижается как посещаемость клубов, так и конверсия в покупку абонементов на фитнес, говорят участники рынка. «Мы вступили в низкий сезон, — отмечает генеральный директор XFIT Ирина Туманова. — С начала лета выручка по картам упала практически на 4%, а дополнительные услуги просели на 5%».