Нефтяные компании обратились в Верховный суд из-за иска Генпрокуратуры к «Русь-Ойлу»
Нефтяные компании обратились в Верховный суд по поводу иска Генпрокуратуры к «Русь-Ойлу», а также к экс-участникам российского списка Forbes Хотину и Клячину на 192 млрд рублей, узнал РБК. Представители трех компаний пожаловались, что московские суды «тайно» изъяли 80 компаний, при этом отказав в проведении налоговой экспертизы и экспертизы по оценке рыночной стоимости активов, в результате чего они были переданы государству бесплатно, и уже полгода не передают дело в кассацию
Нефтяные компании «КраунСити», «Синтэк-Ойл» и «Южный Урал» обратились в Верховный суд с просьбой взять под контроль рассмотрение дела, связанное с иском Генпрокуратуры к нефтяной компании «Русь-Ойл», конечным бенефициаром которой суд ранее признал экс-владельца банка «Югра» и бывшего участника списка Forbes Алексея Хотина, а также к самому Хотину и девелоперу Александру Клячину (с 2017 по 2023 год входил в список российских миллиардеров по версии Forbes, последний раз с состоянием в $1,2 млрд). Об этом сообщил РБК со ссылкой на обращение компаний на имя председателя Верховного суда Ирины Подносовой от 1 июля. РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердил источник, знакомый с деталями процесса. В Верховном суде письмо от компаний пока не зарегистрировано, сообщили 3 июля РБК в управлении суда по связям с общественностью и СМИ.
В обращении на имя Подносовой «КраунСити», «Синтэк-Ойл» и «Южный Урал» называют себя «собственниками незаконно изъятых компаний» и пишут, что вынуждены обратиться к председателю Верховного суда, чтобы «предотвратить противоправные действия судей московского региона, которые попирают неприкосновенность частной собственности и право на судебную защиту».
Поводом для обращения компании называют нарушения судебной процедуры: например, в деле «Русь-Ойл» московские суды лишили ответчиков возможности обжаловать судебные акты в кассационном суде, утверждают авторы жалобы. «Дело не направляется в кассацию уже полгода, хотя по всем другим делам Замоскворецкий суд строго соблюдает установленный законом предельный трехдневный срок», — объяснил РБК адвокат Павел Хлюстов, который представляет интересы Хотина. Кассационная жалоба была подана в январе 2024 года после того, как апелляция оставила без изменений решение Замоскворецкого суда от мая 2023 года по делу о взыскании 192 млрд рублей в пользу государства, напомнил РБК.
Еще одним поводом для обращения в Верховный суд «КраунСити», «Синтэк-Ойл» и «Южный Урал» называют постановление суда изъять 80 нефтяных компаний «тайно, без извещения и привлечения к делу собственников долей и акций этих компаний». Последние при этом не смогли отстаивать в суде свою частную собственность, а об ее изъятии узнали уже после решения суда, указано в обращении.
В комментарии Forbes Хлюстов пояснил, что в материале РБК речь идет о кассационных жалобах собственников компаний, которых не привлекли к участию в деле, несмотря на то, что у них изъяли активы. По его словам, всего было подано десятки таких жалоб как от собственников, так и от других лиц, которые принимали участие в деле. Хлюстов отметил, что защита Хотина также подала кассационную жалобу: это произошло 11 января 2024 года, по закону через три дня ее должны были передать на рассмотрение в кассационный суд, после чего у подсудимой стороны возникает право потребовать приостановить исполнение судебного решения, объяснил адвокат. «На данный момент наша кассационная жалоба в суд так и не направлена. То же самое касается и кассационных жалоб других лиц», — сказал Хлюстов.
Адвокат отметил, что защита Хотина обжалует решение в части взыскания 192 млрд рублей. В то же время к изъятым активам, владельцем которых, по словам Хлюстова, Хотин не являлся, «мы отношения не имеем, и, как мы подчеркиваем в своей жалобе, мы в этой части ничего не обжалуем. Наша задача — вернуть незаконно присужденную сумму», — сказал он.
Представители «КраунСити», «Синтэк-Ойла» и «Южного Урала» в своем обращении на имя Подносовой также говорят, что формальным поводом для изъятия компаний стало наличие у них налоговой задолженности. При этом суд отказал в проведении налоговой экспертизы, а цифры в справках территориальных налоговых органов отличаются от подсчетов Генпрокуратуры на несколько десятков миллиардов рублей, отмечают авторы обращения. По их словам, у некоторых компаний, которые были изъяты по иску Генпрокуратуры, перед ФНС нет никаких долгов.
Вместе с тем, жалуются составители обращения, суд также отказал в назначении экспертизы, чтобы определить рыночную стоимость изъятых компаний. По данным авторов обращений, сейчас она оценивается более чем в 340 млрд рублей, в то время как суд оценил стоимость активов отрицательно — минус 29 млрд рублей, говорят представители «КраунСити», «Синтэк-Ойла» и «Южного Урала». В результате структуры были бесплатно изъяты в доход государства и не покрыли налоговую задолженность ни на рубль, говорится в обращении. Адвокат Хлюстов в разговоре с РБК назвал это «обычной экспроприацией активов».
В мае 2023 года Замоскворецкий суд удовлетворил иск Генпрокуратуры к Хотину и взыскал с него больше 192 млрд рублей налогов, которые недоплатила нефтяная компания «Русь-Ойл», основанная в 2013 году подконтрольными бизнесмену структурами. Суд признал Хотина ее конечным бенефициаром. Кроме того, суд обратил в доход государства акции и 100% долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, входящих в «Русь-Ойл». По данным РБК, среди них были компании «Дулисьма» (ее покупателем в 2012 году стала «КраунСити», зарегистрированная в 2011-м), «Хортица» (разрабатывала Мултановское месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе, но в 2017 году лишилась лицензии, после чего лицензия была переоформлена на ООО «Мултановский», владельцем которой, как пишет РБК, был «Синтэк-Ойл») и другие. Генпрокуратура утверждала, что хозяйственные общества, входящие в «Русь-Ойл», уклонялись от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в форме углеводородного сырья и от уплаты НДС. РБК уточняет, что «Южный Урал» владеет фирмой «Парфеновское», которая в качестве ответчика фигурировала в московском арбитраже в иске Агентства по страхованию вкладов о взыскании 5,9 млрд рублей с Хотина и других 12 лиц и четырех компаний, ранее контролировавших банк «Югра».
Ответчиком по иску Генпрокуратуры также проходил Клячин, сообщили в пресс-службе Замоскворецкого суда в мае 2023-го. Бизнесмена с декабря 2013 года называли совладельцем британской нефтедобывающей компании Exillon Energy с активами в Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Коми. Тогда же 30% Exillon Energy купил Хотин, входящие в нее компании, например, «Каюм Нефть», оказались в списке активов, которые Генпрокуратура требовала взыскать в пользу государства. В то же время представитель Клячина заявил Forbes, что предприниматель не является и никогда не являлся бенефициаром нефтяной компании Exillon Energy. В декабре 2023 года девелоперские активы компании KR Properties Клячина, в том числе деловой квартал «Даниловская мануфактура», БЦ «Вернадский», БЦ «Авиатор» и особняк на Смоленском бульваре, были обращены в доход государства в рамках дела нефтяной компании «Русь-Ойл».
В 2023 году Хотин занял 10-е место в рейтинге «Королей российской недвижимости» по версии Forbes: компания «Комплексные инвестиции», которая принадлежит отцу и сыну, Юрию и Алексею Хотиным, получила в 2022 году доход от аренды $185 млн. С компаниями Хотина судятся Альфа-банк, Россельхозбанк, ВЭБ.РФ и «Югра» под управлением Агентства по страхованию вкладов. Хотин также с 2016 года входил в список богатейших бизнесменов России по версии Forbes (в последний раз это было в 2019 году, тогда его состояние оценивалось в $700 млн).
4 марта 2024 года суд приговорил Хотина к 9 годам колонии общего режима по делу о растрате 23,6 млрд рублей топ-менеджментом банка (часть 4 статьи 160 УК). По версии следствия, Хотин с 2014 по 2017 год совместно с подельниками похитил 23,6 млрд рублей у «Югры», выдавая заведомо невозвратные кредиты подконтрольным фирмам. Никто из фигурантов дела кроме Хотина (это еще три топ-менеджера банка) вину не признает.