К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Продажи новых автомобилей в России в первом полугодии выросли на 79%

Фото MAXIM SHIPENKOV / EPA
Фото MAXIM SHIPENKOV / EPA
Российский авторынок переживает фазу бурного роста. Продажи новых легковых автомобилей в июне оказались в полтора раза выше, чем годом ранее, а показатели за полугодие прибавили 79%. Результаты превышают прогнозные значения, радуются аналитики, но всех беспокоят вступившие в силу с июля ограничения по автокредитованию, возможный рост ставки ЦБ и попытки правительства сократить параллельный импорт

В России в июне 2024 года было продано 124 394 новых легковых автомобиля, сообщили Forbes эксперты аналитического агентства «Автостат», ссылаясь на общество «Паспорт промышленный консалтинг» (совместное предприятие «Автостата» и системы электронных ПТС). Продажи за этот период оказались в полтора раза больше, чем в аналогичном месяце прошлого года (82 408 штук). Хороший рост показывают и итоги первого полугодия 2024 года: за январь — июнь в России было продано 719 311 новых легковых автомобилей, что на 79% больше, чем за аналогичный период 2030-го (401 567 штук).

Свои данные для сравнения предоставили и в Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Общие продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в первом полугодии 2024 года там оценивают в 703 765 штук без учета параллельного импорта и около 754 627 штук с учетом. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в июне составили 130 715 штук, на 49,6% больше, чем в июне 2023 года.

Лидерство на российском рынке сохраняет «Автоваз», правда его доля, по данным «Автостата», в первом полугодии 2024 года снизилась до 28,8% против 33,5% годом ранее. При этом продажи автоконцерна за этот период выросли на 54%, до 207 404 машин.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Высоки темпы роста у китайских брендов. Как отмечает «Автостат», продажи Haval выросли за год на 111,3% (полугодие к полугодию), до 81 450 штук, за ним следует Chery — более 51%, до 71 357 единиц, Geely — 111,4%, до 69 102 автомобилей, Changan — в 455,9%, до 48 702 единиц.

«Это рост с низкой базы, — объясняет замгенерального директора  по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. — В прошлом году клиенты только привыкали к маркам из Китая, в этом году продажи пошли вверх по органическим причинам. Помимо Haval, Сhery и Geely, есть еще два десятка китайских брендов, которые активно борются за долю рынка. В этом году марки применили максимум возможностей для роста и удержания продаж, был выпущен максимум субсидий, поддержек и акций».

 

«Рост продаж новых автомобилей объясняется дефицитом предложения в 2023 году. В текущем году у дилеров комплектовка складов на высоком уровне, соответственно, на сегодняшний день спрос полностью удовлетворен предложением. Китайские модели полностью заместили европейские и японские бренды», — согласен и руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин.

Проблемы рынка

У дилеров, несмотря на уверенную статистику продаж, все же есть опасения. «Авторынок демонстрирует уверенную адаптацию к санкциям и стабильные продажи», — говорит генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. По его словам, на результат июня повлияли сохранение программ поддержек продаж со стороны ключевых импортеров. «Продолжающийся спрос со стороны покупателей во многом связан с предстоящими ограничениями автокредитования», — отмечает Терлюкевич. Он напомнил, что с 1 июля 2024 года на рынке автокредитов введут ограничения, получить их будет сложнее. Надбавки по автокредитам установил Центробанк, мера направлена на ограничение долговой нагрузки граждан, накопление запаса капитала и повышение устойчивости банков. Это означает, что банку требуется создавать дополнительный капитал при выдаче кредитов уже закредитованным гражданам, что, в свою очередь, делает автокредиты менее прибыльными для банка.

Еще одним триггером, влияющим на продажи новых машин, является ключевая ставка ЦБ. «Сегодня она высокая (16%), — сокрушается Тюктеев. — Если в конце июля регулятор решит еще ее поднять, это усложнит работу с кредитными сделками, где доля китайских марок достигает 80%, усугубит расходы дилеров на стоки выкупленных машин». С ним согласен и генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский: «Часть клиентов хотят успеть купить автомобиль до возможного повышения ключевой ставки 26 июля, чтобы стоимость владения была не чрезмерной».

 

«Я вижу некоторое насыщение рынка и это наравне с периодом отпусков может негативно сказаться на спросе в июле, — говорит Терлюкевич. — С другой стороны, отмена льготной ипотеки может сместить вектор покупательской активности с недвижимости в сторону приобретения более доступной собственности — автомобиля».

Что с ценами

Цены продолжают расти. «За первое полугодие в среднем цены на новые автомобили выросли в коридоре 3–5%, — подсчитал Тюктеев. — Хотя часть марок цены снизила на 1,5–2%, но это снижение распространилось лишь на прошлогодние машины. Новые же машины 2024 года все выросли в цене, по причине роста ставок утильсбора и таможенных платежей».

По данным «Автостата», только в июне сразу семь брендов, официально представленных на российском авторынке, увеличили цены у некоторых своих моделей. Например, Changan повысил стоимость трех своих кроссоверов: если CS85 Coupe получил прибавку 50 000 рублей (плюс 1,3%), то CS75 Plus — 90 000 рублей (плюс 3,2%), а CS95 первого поколения — 100 000 рублей (плюс 2,4%). Кроссовер OMODA C5 2024 года выпуска стал дороже на 50 000 рублей (плюс 1,6–2,3%). Geely подняла цены на свою новинку — кроссовер Atlas. Подорожание затронуло модификации с передним приводом и составило 5000 рублей (плюс 0,1–0,2%).

Выросли в цене и отечественные марки: седан Lada Granta в комплектации Comfort’24 Plus подорожал на 50 000 рублей (плюс 4,1%), а лифтбек Granta в версии Club’24 — на 30 000 рублей (плюс 2,3%). Автозавод «Москвич» повысил цены у кроссовера «3» 2024 года выпуска на 35 000 рублей (плюс 1,9–2,1%). Ульяновский автозавод на 50 000 рублей (плюс 2,6–3%) увеличил стоимость модели УАЗ «Пикап» с мотором стандарта «Евро-2».

Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля, по оценке «Автостата», в мае 2024 года составила 2,8 млн рублей. 

 

Пересмотреть прогноз

Оптимизм в продажах заставляет экспертов пересмотреть годовые прогнозы. «Основной тенденцией первого полугодия 2024 года стал стремительный рост рынка продаж новых автомобилей, который превысил прогнозные значения, — отмечает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев. — В январе АЕБ прогнозировала объем рынка 2024 года на уровне 1,3 млн проданных автомобилей. Учитывая различные экономические, регуляторные, политические факторы и, исходя из того, что санкционное и иное давление останется на том же уровне до конца года, Комитет автопроизводителей считает, что общий объем рынка новых автомобилей в 2024 году составит 1,45 млн автомобилей».

Обновил прогноз и «Автостат». В начале года агентство описало три сценария развития отрасли на будущий год. В пессимистичном сценарии продажи снизятся примерно на 10% от значений 2023 года (до 1 млн машин). Базовый вариант предполагает рост на 24%, до 1,25 млн штук, оптимистичный — рост на 36%, до 1,48 млн машин. Сейчас эксперты «Автостата» уверены, что рынок перешагнет за 1,5 млн новых автомобилей, а при оптимистичном прогнозе может составить 1,75 млн машин.

Есть и еще прогнозы. Продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 году увеличатся на треть по сравнению с 2023 годом, до 1,4 млн единиц, но затем вплоть до 2028 года темпы роста будут снижаться, ожидают аналитики «Ромира» и Oks Labs. Согласно этому сценарию, в 2025 году темпы роста автопродаж сократятся вдвое относительно значения 2024 года и составят 16% (1,63 млн проданных машин), в 2026-м рынок вырастет на 6% (1,73 млн авто), в 2027-м — на 3,5% (1,79 млн авто), а в 2028-м — только на 1% (1,81 млн машин).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+