К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дорогие друзья: почему россияне стали больше тратить на питомцев

Фото Rory Merry / ZUMA Press Wire
Фото Rory Merry / ZUMA Press Wire
В 2023 году индустрия ухода за домашними животными стала самой динамичной с точки зрения разнообразия в российском ретейле: ассортиментный ряд товаров для питомцев расширился сразу на 8,8%, опередив продукты, табак и алкоголь. Продажи кормов за год выросли на 7-10%, деликатесов — на 20%. Россияне желают баловать своих собак и кошек и готовы тратить все больше на их питание, лакомства и уход

За последние 12 месяцев ассортимент товаров для животных в российском ретейле увеличился на 8,8%. Такие данные приводятся в исследовании NielsenIQ «Тренды зоорынка 2024», с которым ознакомился Forbes. Это изменение стало самым заметным среди продуктовых категорий FMCG: для сравнения, ассортимент алкоголя и продуктов питания вырос на 2,2%, табака и товаров для детей — на 3%.

Одна из причин расширения ассортимента — активный запуск новинок и усиление локальных брендов, что особенно заметно в категориях кормов для питомцев, говорится в материалах NielsenIQ. Исследование проводилось в период с мая 2023 года по апрель 2024-го в категориях кормов для кошек и для собак, проанализированы данные по более чем 180 розничным сетям по всей России.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

За последние 12 месяцев доля крупнейших игроков (топ-4) сократилась в пользу марок, занимающих с 5 по 25 место в рейтинге NielsenIQ (рейтинг построен по объемам продаж). Первые четыре строчки в нем занимают бренды Whiskas, Felix, KiteKat и ONE (корма для кошек) и Chappi, Pedigree, Royal Canin и ONE (корма для собак). Сейчас бренды, занимающие в рейтинге с 5 по 25 место, обеспечивают почти треть продаж кормов: их доля выросла до 29,7% в еде для кошек (плюс 2,4 п.п. к аналогичному периоду годом ранее) и до 33% в еде для собак (плюс 5,1 п.п.), отмечается в исследовании.

 

«К растущим российским игрокам можно отнести Winner (производитель «Мираторг»), Sirius («Лимкорм»), Dilly («Алейскзернопродукт» им. Старовойтова) и других, которые сохраняют и укрепляют свои позиции в категориях кормов как для кошек, так и для собак», — комментирует директор по работе с клиентами NielsenIQ Салтанат Нысанова. По ее словам,  покупатели кормов для животных традиционно очень лояльны к брендам, что делает продвижение новинок в такой концентрированной категории вдвойне непростым. «Однако те производители, которые смогли воспользоваться реструктуризацией полки и вывести свои новинки (например, корма «Мираторг» или Premier, которые стали самыми успешными запусками в своих сегментах в 2022 и 2023 году), выиграли от ситуации и смогли быстро получить покупательскую лояльность», — говорит Нысанова.

Плавный переход

Почему же так выросло локальное производство кормов для питомцев? Топ-4 брендов из рейтинга NielsenIQ принадлежат двум крупнейшим поставщикам кормов на российский рынок — американской корпорации Mars (бренды Pedigree, Whiskas, Sheba, Kitekat, Perfect Fit, Cesar и Dreamies) и швейцарской Nestle (Gourmet, Felix, Purina One, Pro Plan и Friskies). 

 

В 2022 году международные концерны объявили об ограничениях работы на российском рынке. Помимо прекращения инвестиций в России, Mars сообщил, что не будет импортировать или экспортировать свою продукцию в страну и из нее. В компании уточнили, что производство будет сокращено, но фабрики продолжат выпускать продукцию, в том числе для домашних животных.

Nestle перестала продавать в России большинство своих товаров, компания отказалась от инвестиций и рекламных кампаний в стране. Однако импорт социально значимых категорий продукции, включая детское питание, а также импорт специализированных кормов для домашних животных, которым нужно соблюдать ветеринарную диету, сохранился.

Сокращение импорта вызвало панику на российском зоорынке: цены на рационы для кошек и собак взлетели в разы, а часть кормов попросту исчезла с полок. «В 2020 году доля импортных кормов на российском рынке составляла 16%, — говорит директор по развитию медиакомпании «Зооинформ» Юлия Долженкова. — Затем она стабильно сокращалась и в 2023 году, по сравнению с 2022 годом, снизилась с 10% до 6%, что является минимальным показателем с 2018 года».

 

В пресс-службе Mars и Nestle от комментариев воздержались. 

Долженкова подтверждает, что доля локальных производств растет. Она напомнила, что за последние пару лет в России появилось несколько крупных заводов по производству кормов. Например, с начала 2024 года в Липецкой области открылось два новых предприятия: «Пэтэксперт» (производственные мощности 20 000 тонн) и «Биотех» аналогичной мощности. А феврале 2024 группа компаний «Талина» запустила в Мордовии завод по производству кормов для животных мощностью в 50 000 тонн продукции в год. Около 1 млрд рублей инвестировала вьетнамская компания «Вьет-Нга» в завод «Лемниската» в Тамбовской области.

В докладе о социально-экономическом положении России с января по апрель 2024 года Росстат отмечает, что изготовление кормов в стране увеличилось. Объем производства кормов для кошек и собак в России в апреле достиг 127 000 тонн. По сравнению с мартом 2024 года рост составил 2,1%, а относительно апреля 2023-го — 8,4%. Общий объем производства кормов в России в 2023 году составил 1,4 млн тонн (плюс 1,4% год к году).

«Если производство кормов в России останется на уровне рекордных апрельских показателей, то с учетом запуска новых заводов в 2024 году объемы отечественного производства кормов могут вырасти на 4% по сравнению с 2023 годом», — полагает Долженкова. По ее мнению, сдерживающим фактором является проблема нехватки качественного сырья, из-за чего производителям трудно поддерживать стабильное качество готового продукта. Но если с кормами премиум-сегмента российские заводы справляются, то более сложные корма holistic (то есть с высоким содержанием животного белка) и компоненты для ветеринарных диет требуют технологий, специалистов, определенных ингредиентов, которых в России раньше не было, потому что все эти корма импортировались.

Эксперты «Зооинформа» оценивали российский объем продаж зоотоваров в 2023 году в 433 млрд рублей. Рационы для питомцев составляют около 83% (или 357 млрд рублей) всего рынка товаров для животных: из них на корма для кошек приходится 73%, корма для собак — 25%, оставшиеся 2% — это иные корма.

 

Как дети

Деликатесы и лакомства для домашних животных за последние 12 месяцев стали самой быстрорастущей категорией в индустрии товаров для питомцев на омниканальном рынке FMCG, их продажи в натуральном выражении показали рост почти на 20%, говорится в исследовании NielsenIQ. Показатели других категорий значительно скромнее, например, темпы роста наполнителей — 5%, обычных кормов для кошек — 7,7%, кормов для собак — 10%. По данным сети зоомагазинов «Четыре лапы», за январь–май 2024 года продажи лакомств для животных выросли на 28,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Наиболее популярны лакомства для выведения шерсти для кошек и мясные для дрессировки собак.

При этом россиян бросает из крайности в крайность. Для сравнения, в период с мая 2022 года по май 2023 года натуральные продажи лакомств для питомцев рухнули более чем на 9% год к году, что стало худшим результатом среди всех сегментов. 

«Общее количество домашних собак и кошек в нашей стране за последние три года выросло на 11% и составило 74,8 млн, — говорит эксперт Центра изучения питания и благополучия животных и вице-президент Ассоциации производителей кормов Марианна Онуфриенко, ссылаясь на данные Всероссийской переписи домашних животных. — При этом в городах-миллионниках темпы роста количества питомцев даже выше, они составили около 20%. Россия занимает третье место в мире по числу кошек (49,2 млн) и четвертое — по количеству собак (25,5 млн). Питомец есть в 56% российских семей. При этом большинство владельцев (87%) считает своих собаку или кошку не просто животным, а членом семьи, другом или даже практически ребенком». 

Фото Rory Merry·ZUMA Press Wire

По словам Онуфриенко, за последние три года доля тех владельцев, кто так или иначе покупает собаке готовый корм, выросла на 7 п.п. — до 60%, у хозяев кошек рост этого показателя составил 5 п.п. — до 86%. Потребление промышленных лакомств за тот же период выросло в разы, сейчас их дают питомцам 34% хозяев собак и 26% хозяев кошек. 

 

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает ситуацию закономерной. «Количество домохозяйств, которые состоят из одного человека, с 2010-го выросло в России вдвое — до 28,5 млн в 2023 году, — подсчитал он. — Вполне естественно, что в таких домохозяйствах заводят домашних питомцев. Рождаемость в стране снижается, а возраст тех, кто хочет иметь детей, увеличивается, в этих условиях домашние питомцы как бы становятся функциональными «детьми». Владельцы хотят их баловать и покупать лакомства».

«Рост продаж лакомств может быть связан с растущим желанием покупателей побаловать своих питомцев и позаботиться о них, поскольку владельцы все чаще относятся к своим животным как к полноценным членам семьи, — соглашается Нысанова из NielsenIQ. — Это отражается на том, что продажи лакомств растут в первую очередь за счет роста спроса, в то время как в других категориях заметное влияние оказывает в том числе повышение цен».

Каналы продаж

Где и за сколько россияне покупают товары для питомцев? Цены на всю категорию «Товары для животных», согласно исследованию NielsenIQ, за прошедшие 12 месяцев выросли в офлайне на 6,9%, а в онлайне снизились на 4,3%. Сильнее всего подорожали корма для собак и кошек в офлайне: плюс 7,8% и 5,2% соответственно. А лакомства, наоборот, подешевели, причем как в онлайне (на 6%) так и в офлайне (на 3,2%).

Средний чек покупки товаров для животных офлайн — 1694 рубля, отмечается в исследовании NielsenIQ, онлайн — почти в два раза выше, 2682 рубля.

 

Совокупно в индустрии товаров для животных доля интернет-торговли в структуре продаж уже превысила 20%, отмечается в исследовании NielsenIQ. Рост значимости онлайна наблюдается и в каждой отдельной категории, заметнее всего — в кормах для собак (37,6%, плюс 5,1 п.п.) и наполнителях (28,7%, плюс 7,3 п.п.)

«Рост онлайн-торговли объясняется удобством использования: покупатели могут заказать с доставкой на дом большие упаковки кормов или наполнителей, которые было бы тяжело нести из магазина самостоятельно, а еще можно приобретать сразу несколько упаковок привычных товаров впрок, воспользовавшись скидками или выгодными предложениями в интернете, — поясняет Нысанова из NielsenIQ. — К тому же разнообразие ассортимента в онлайн-магазинах зачастую выше, чем в рознице».

Культура содержания

«На рост показателей зоорынка оказывает влияние общий тренд: в России активно растет культура содержания домашних животных, когда питомец становится полноценным членом семьи, — отмечает совладелец «Четыре Лапы» Дмитрий Цыпин. — Пет-родители стали внимательнее подходить к выбору не только рационов, но и предметов комфорта для питомцев, средств дополнительной гигиены». По словам Цыпина, доля груминга (гигиенический уход за животным, часто включает в себя мойку и вычесывание питомца, а также процедуры по стрижке когтей и шерсти) в обороте услуг сети выросла с 20% до 23%, а спрос  — на 51,3%. Самая востребованная услуга — обрезка когтей, на втором месте — вычесывание подшерстка и услуга «экспресс-линька», на третьем — чистка ушей, мытье и сушка. 

Фото Сергея Фадеичева·ТАСС

По данным геосервиса 2ГИС, предоставленных по запросу Forbes, количество салонов по уходу за животными в городах-миллионниках за последние пять лет выросло в два раза (плюс 101%). Рост продолжается: за последние 12 месяцев (июнь 2024 года к июню 2023-го) число таких салонов в 16 крупнейших городах России увеличилось на 12%, до 2383. Лидерами  являются Москва (всего в городе 721 точка) и Санкт-Петербург (398 точек).

 

«Россияне действительно стали больше ухаживать за животными, — говорит управляющая академией груминга и зоосалоном «Арчибальд» Анна Бывшева. — Особенно это заметно в городах-миллионниках: если пару лет назад в салонах работали один-два мастера, то сейчас в определенные дни по три-четыре стоят».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+