Дорогие друзья: почему россияне стали больше тратить на питомцев
За последние 12 месяцев ассортимент товаров для животных в российском ретейле увеличился на 8,8%. Такие данные приводятся в исследовании NielsenIQ «Тренды зоорынка 2024», с которым ознакомился Forbes. Это изменение стало самым заметным среди продуктовых категорий FMCG: для сравнения, ассортимент алкоголя и продуктов питания вырос на 2,2%, табака и товаров для детей — на 3%.
Одна из причин расширения ассортимента — активный запуск новинок и усиление локальных брендов, что особенно заметно в категориях кормов для питомцев, говорится в материалах NielsenIQ. Исследование проводилось в период с мая 2023 года по апрель 2024-го в категориях кормов для кошек и для собак, проанализированы данные по более чем 180 розничным сетям по всей России.
За последние 12 месяцев доля крупнейших игроков (топ-4) сократилась в пользу марок, занимающих с 5 по 25 место в рейтинге NielsenIQ (рейтинг построен по объемам продаж). Первые четыре строчки в нем занимают бренды Whiskas, Felix, KiteKat и ONE (корма для кошек) и Chappi, Pedigree, Royal Canin и ONE (корма для собак). Сейчас бренды, занимающие в рейтинге с 5 по 25 место, обеспечивают почти треть продаж кормов: их доля выросла до 29,7% в еде для кошек (плюс 2,4 п.п. к аналогичному периоду годом ранее) и до 33% в еде для собак (плюс 5,1 п.п.), отмечается в исследовании.
«К растущим российским игрокам можно отнести Winner (производитель «Мираторг»), Sirius («Лимкорм»), Dilly («Алейскзернопродукт» им. Старовойтова) и других, которые сохраняют и укрепляют свои позиции в категориях кормов как для кошек, так и для собак», — комментирует директор по работе с клиентами NielsenIQ Салтанат Нысанова. По ее словам, покупатели кормов для животных традиционно очень лояльны к брендам, что делает продвижение новинок в такой концентрированной категории вдвойне непростым. «Однако те производители, которые смогли воспользоваться реструктуризацией полки и вывести свои новинки (например, корма «Мираторг» или Premier, которые стали самыми успешными запусками в своих сегментах в 2022 и 2023 году), выиграли от ситуации и смогли быстро получить покупательскую лояльность», — говорит Нысанова.
Плавный переход
Почему же так выросло локальное производство кормов для питомцев? Топ-4 брендов из рейтинга NielsenIQ принадлежат двум крупнейшим поставщикам кормов на российский рынок — американской корпорации Mars (бренды Pedigree, Whiskas, Sheba, Kitekat, Perfect Fit, Cesar и Dreamies) и швейцарской Nestle (Gourmet, Felix, Purina One, Pro Plan и Friskies).
В 2022 году международные концерны объявили об ограничениях работы на российском рынке. Помимо прекращения инвестиций в России, Mars сообщил, что не будет импортировать или экспортировать свою продукцию в страну и из нее. В компании уточнили, что производство будет сокращено, но фабрики продолжат выпускать продукцию, в том числе для домашних животных.
Nestle перестала продавать в России большинство своих товаров, компания отказалась от инвестиций и рекламных кампаний в стране. Однако импорт социально значимых категорий продукции, включая детское питание, а также импорт специализированных кормов для домашних животных, которым нужно соблюдать ветеринарную диету, сохранился.
Сокращение импорта вызвало панику на российском зоорынке: цены на рационы для кошек и собак взлетели в разы, а часть кормов попросту исчезла с полок. «В 2020 году доля импортных кормов на российском рынке составляла 16%, — говорит директор по развитию медиакомпании «Зооинформ» Юлия Долженкова. — Затем она стабильно сокращалась и в 2023 году, по сравнению с 2022 годом, снизилась с 10% до 6%, что является минимальным показателем с 2018 года».
В пресс-службе Mars и Nestle от комментариев воздержались.
Долженкова подтверждает, что доля локальных производств растет. Она напомнила, что за последние пару лет в России появилось несколько крупных заводов по производству кормов. Например, с начала 2024 года в Липецкой области открылось два новых предприятия: «Пэтэксперт» (производственные мощности 20 000 тонн) и «Биотех» аналогичной мощности. А феврале 2024 группа компаний «Талина» запустила в Мордовии завод по производству кормов для животных мощностью в 50 000 тонн продукции в год. Около 1 млрд рублей инвестировала вьетнамская компания «Вьет-Нга» в завод «Лемниската» в Тамбовской области.
В докладе о социально-экономическом положении России с января по апрель 2024 года Росстат отмечает, что изготовление кормов в стране увеличилось. Объем производства кормов для кошек и собак в России в апреле достиг 127 000 тонн. По сравнению с мартом 2024 года рост составил 2,1%, а относительно апреля 2023-го — 8,4%. Общий объем производства кормов в России в 2023 году составил 1,4 млн тонн (плюс 1,4% год к году).
«Если производство кормов в России останется на уровне рекордных апрельских показателей, то с учетом запуска новых заводов в 2024 году объемы отечественного производства кормов могут вырасти на 4% по сравнению с 2023 годом», — полагает Долженкова. По ее мнению, сдерживающим фактором является проблема нехватки качественного сырья, из-за чего производителям трудно поддерживать стабильное качество готового продукта. Но если с кормами премиум-сегмента российские заводы справляются, то более сложные корма holistic (то есть с высоким содержанием животного белка) и компоненты для ветеринарных диет требуют технологий, специалистов, определенных ингредиентов, которых в России раньше не было, потому что все эти корма импортировались.
Эксперты «Зооинформа» оценивали российский объем продаж зоотоваров в 2023 году в 433 млрд рублей. Рационы для питомцев составляют около 83% (или 357 млрд рублей) всего рынка товаров для животных: из них на корма для кошек приходится 73%, корма для собак — 25%, оставшиеся 2% — это иные корма.
Как дети
Деликатесы и лакомства для домашних животных за последние 12 месяцев стали самой быстрорастущей категорией в индустрии товаров для питомцев на омниканальном рынке FMCG, их продажи в натуральном выражении показали рост почти на 20%, говорится в исследовании NielsenIQ. Показатели других категорий значительно скромнее, например, темпы роста наполнителей — 5%, обычных кормов для кошек — 7,7%, кормов для собак — 10%. По данным сети зоомагазинов «Четыре лапы», за январь–май 2024 года продажи лакомств для животных выросли на 28,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Наиболее популярны лакомства для выведения шерсти для кошек и мясные для дрессировки собак.
При этом россиян бросает из крайности в крайность. Для сравнения, в период с мая 2022 года по май 2023 года натуральные продажи лакомств для питомцев рухнули более чем на 9% год к году, что стало худшим результатом среди всех сегментов.
«Общее количество домашних собак и кошек в нашей стране за последние три года выросло на 11% и составило 74,8 млн, — говорит эксперт Центра изучения питания и благополучия животных и вице-президент Ассоциации производителей кормов Марианна Онуфриенко, ссылаясь на данные Всероссийской переписи домашних животных. — При этом в городах-миллионниках темпы роста количества питомцев даже выше, они составили около 20%. Россия занимает третье место в мире по числу кошек (49,2 млн) и четвертое — по количеству собак (25,5 млн). Питомец есть в 56% российских семей. При этом большинство владельцев (87%) считает своих собаку или кошку не просто животным, а членом семьи, другом или даже практически ребенком».
По словам Онуфриенко, за последние три года доля тех владельцев, кто так или иначе покупает собаке готовый корм, выросла на 7 п.п. — до 60%, у хозяев кошек рост этого показателя составил 5 п.п. — до 86%. Потребление промышленных лакомств за тот же период выросло в разы, сейчас их дают питомцам 34% хозяев собак и 26% хозяев кошек.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает ситуацию закономерной. «Количество домохозяйств, которые состоят из одного человека, с 2010-го выросло в России вдвое — до 28,5 млн в 2023 году, — подсчитал он. — Вполне естественно, что в таких домохозяйствах заводят домашних питомцев. Рождаемость в стране снижается, а возраст тех, кто хочет иметь детей, увеличивается, в этих условиях домашние питомцы как бы становятся функциональными «детьми». Владельцы хотят их баловать и покупать лакомства».
«Рост продаж лакомств может быть связан с растущим желанием покупателей побаловать своих питомцев и позаботиться о них, поскольку владельцы все чаще относятся к своим животным как к полноценным членам семьи, — соглашается Нысанова из NielsenIQ. — Это отражается на том, что продажи лакомств растут в первую очередь за счет роста спроса, в то время как в других категориях заметное влияние оказывает в том числе повышение цен».
Каналы продаж
Где и за сколько россияне покупают товары для питомцев? Цены на всю категорию «Товары для животных», согласно исследованию NielsenIQ, за прошедшие 12 месяцев выросли в офлайне на 6,9%, а в онлайне снизились на 4,3%. Сильнее всего подорожали корма для собак и кошек в офлайне: плюс 7,8% и 5,2% соответственно. А лакомства, наоборот, подешевели, причем как в онлайне (на 6%) так и в офлайне (на 3,2%).
Средний чек покупки товаров для животных офлайн — 1694 рубля, отмечается в исследовании NielsenIQ, онлайн — почти в два раза выше, 2682 рубля.
Совокупно в индустрии товаров для животных доля интернет-торговли в структуре продаж уже превысила 20%, отмечается в исследовании NielsenIQ. Рост значимости онлайна наблюдается и в каждой отдельной категории, заметнее всего — в кормах для собак (37,6%, плюс 5,1 п.п.) и наполнителях (28,7%, плюс 7,3 п.п.)
«Рост онлайн-торговли объясняется удобством использования: покупатели могут заказать с доставкой на дом большие упаковки кормов или наполнителей, которые было бы тяжело нести из магазина самостоятельно, а еще можно приобретать сразу несколько упаковок привычных товаров впрок, воспользовавшись скидками или выгодными предложениями в интернете, — поясняет Нысанова из NielsenIQ. — К тому же разнообразие ассортимента в онлайн-магазинах зачастую выше, чем в рознице».
Культура содержания
«На рост показателей зоорынка оказывает влияние общий тренд: в России активно растет культура содержания домашних животных, когда питомец становится полноценным членом семьи, — отмечает совладелец «Четыре Лапы» Дмитрий Цыпин. — Пет-родители стали внимательнее подходить к выбору не только рационов, но и предметов комфорта для питомцев, средств дополнительной гигиены». По словам Цыпина, доля груминга (гигиенический уход за животным, часто включает в себя мойку и вычесывание питомца, а также процедуры по стрижке когтей и шерсти) в обороте услуг сети выросла с 20% до 23%, а спрос — на 51,3%. Самая востребованная услуга — обрезка когтей, на втором месте — вычесывание подшерстка и услуга «экспресс-линька», на третьем — чистка ушей, мытье и сушка.
По данным геосервиса 2ГИС, предоставленных по запросу Forbes, количество салонов по уходу за животными в городах-миллионниках за последние пять лет выросло в два раза (плюс 101%). Рост продолжается: за последние 12 месяцев (июнь 2024 года к июню 2023-го) число таких салонов в 16 крупнейших городах России увеличилось на 12%, до 2383. Лидерами являются Москва (всего в городе 721 точка) и Санкт-Петербург (398 точек).
«Россияне действительно стали больше ухаживать за животными, — говорит управляющая академией груминга и зоосалоном «Арчибальд» Анна Бывшева. — Особенно это заметно в городах-миллионниках: если пару лет назад в салонах работали один-два мастера, то сейчас в определенные дни по три-четыре стоят».