К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Северные Помпеи: чем Вологда привлекает бизнесменов и зачем они покупают там дома

Коллекция Ларисы Якимовой: антикварная мебель и предметы быта, портрет Ломоносова неизвестного художника XIX века. (Фото Валерия Нистратова для Forbes)
Коллекция Ларисы Якимовой: антикварная мебель и предметы быта, портрет Ломоносова неизвестного художника XIX века. (Фото Валерия Нистратова для Forbes)
Купив в 2013 году старый дом в центре Вологды, владельцы сети цветочных магазинов «Лара» Герман и Лариса Якимовы неожиданно стали спасителями вологодского деревянного зодчества, предложив решение, которое много лет искали власть и неравнодушные к своей истории вологжане. Благодаря инициативе семьи Якимовых, владельцев пяти строений (городские дома и усадьба), в Вологде сложилось сообщество краеведов-историков, архитекторов, реставраторов и бизнесменов, которые покупают, реставрируют, приспосабливают к современной жизни города «дома, где резной палисад»

Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*.

Дом с лилиями

В 2013 году на аукционе городской недвижимости вологодские предприниматели Герман и Лариса Якимовы купили старый деревянный дом. Бизнес Якимовых — продажа цветов 24 часа в сутки. Как рассказывает Лариса, им важен был не столько дом, сколько точка на карте города. На торгах, где лишь они зарегистрировались как участники, Герман и Лариса Якимовы купили дом второй половины XIX века, в котором много лет была городская аптека. В 1996-м аптека закрылась, дом пустовал. Окна первого этажа были зашиты фанерой, печи разрушены, изразцы выломаны. В здании ночевали бомжи.

В конце 1990-х — начале 2000-х город, не успевая сохранять и реставрировать свои памятники, продавал их в частное владение. С обременением: новые собственники должны были принять меры к сохранению заброшенного памятника и разработать проектную документацию по его реставрации. После чего с высокой степенью вероятности в доме происходил пожар. По заведенному сценарию, как писал в 2014 году «Огонек», деревянные дома сгорали дотла и не подлежали восстановлению. Так, по подсчетам вологодских градозащитников, с 1999 по 2014 год из 150 домов — памятников деревянной архитектуры было утрачено 50. И снесено около 200 домов, не имевших статуса памятников. На их месте владельцы, как правило, строили железобетонные муляжи-новоделы.

 

Свой дом в стиле модерн Якимовы решили ремонтировать. Вставили 48 окон, двери, отделали первый этаж и открыли в нем круглосуточный цветочный магазин «Лара». Вокруг дома стоял строительный забор, крыша текла, на втором этаже шла стройка, но на первом этаже уже постоянно работали продавцы и были включены камеры наблюдения. Дом приносил свои первые деньги. По плану Якимовых ремонт должен был завершиться через год. Но тут здание признали памятником архитектуры регионального значения.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Статус памятника означает не ремонт, а реставрацию и приспособление. То есть требует подробного реставрационно-­строительного обследования, проекта реконструкции, согласованного с главным архитектором города и департаментом культуры Вологды, использования «материалов, подобных первоначальным». Стройка остановилась. «К этому мы были совсем не готовы, — рассказывает Лариса Якимова. — Мы не знали ни реставраторов, ни архитекторов». У Якимовых возникло ощущение, что это месть конкурентов. «Проект удалось сделать лишь к концу 2014 года», — вспоминает Герман Якимов. Реставрация длилась до конца 2017 года. Окна, например, меняли трижды. В момент выявления памятника уже были установлены пластиковые стеклопакеты. Когда установили деревянные рамы, архитектор проекта Владимир Лукин обратил внимание на окно на веранде второго этажа, прежде скрытое под обшивкой. Стало ясно: это исторический размер оконных проемов этого дома. Вскоре команда реставраторов нашла архивные фотографии дома до революции: действительно, окна оказались меньше тех, что на фото 1970-х годов. Значит, в 1960-е во время капитального ремонта размеры были изменены, окна увеличены. К тому моменту Якимовы всей семьей вместе с дочерью Анной уже были увлечены процессом реставрации, вовлечены в исторический квест, а каждый слой обоев сообщал им что-то новое об истории людей, о владельцах дома, о событиях в городе, стране и мире, они поневоле вникали в подробности истории, быта, нравов и технологий строительства XIX века.

 

В аптекарском доме нашлись рекламные листовки средства для отбеливания кожи — фирменный продукт дяди аптекаря Вацлава Паздзерского, последнего его владельца, купившего здание в 1913-м, — и многочисленные пузырьки и склянки, коробки от конфет фабрики Абрикосова. Хотя заказчиком перестройки дома был купец Черноглазов, а за ним было семь домо­владельцев разных сословий, в Вологде его называют «Дом с лилиями». Название произошло от резных лилий на дверях парадного входа. Поскольку дом угловой, входы были с каждой улицы. При советской власти один вход забили, благодаря чему под фанерой и досками сохранилась подлинная дверь с лилией. По ней восстановили три остальные.

Охране в Доме с лилиями подлежат стены и печи. Голландка на первом этаже облицована изразцами Рыбинской мануфактуры (на работающей по-прежнему фабрике заказывали новые изразцы для восстановления декора), украшена лепниной с тюльпанами (по образу верхнего ряда восстанавливали нижний), а в центре оказался пролом. Происхождение печной дыры объяснили фотографии американского историка-слависта, исследователя Русского Севера Уильяма Брумфилда, приезжавшего в Вологду в 1970–1990-х годах. Брумфилд снимал интерьер дома Черноглазова. Оказалось, что печь украшал лепной медальон. По черно-белым снимкам его восстановили.

В какой-то момент сам дом стал подсказывать владельцам дальнейшие ходы. Оказалось, недостаточно открыть в старинном пространстве цветочный магазин, захотелось создать атмо­сферу конца XIX века. Так появилась обстановка (часть старинной мебели купили у знакомого вологодского антиквара, другие предметы заказывали в Европе, привозили из Петербурга и Москвы), антикварная и современная стилизованная посуда, изящные сувениры. Это оценили и вологодские покупатели, и туристы. Герман Якимов говорит, что цветочный бизнес в исторических интерьерах имеет смысл. В 2022 году, сравнивая стоимость вложений, Якимов рассказывал Forbes, что стандартный цветочный павильон обошелся бы ему где-то в 1,5 млн рублей, а реконструкция исторического дома — от 20 млн до 50 млн рублей. В 2024 году Якимов воздерживается от оценок: слишком стремительно меняются цены на материалы, дорожают услуги архитекторов и реставраторов.

 

Личное дело

Дом с лилиями мгновенно стал городской достопримечательностью. Экскурсоводы включили его в свои маршруты, о нем писала пресса, блогеры. Снимки, сделанные на качелях в фотозоне, открытой на веранде второго этажа, появились, кажется, в соцсетях всех девушек-подростков Вологды. Уже в 2018 году Лариса Якимова открыла музей на третьем этаже. Там выставлены изящные вещицы, вышедшие из употребления: особые приспособления для фигурной подачи сливочного масла на стол, вилки с зажимами для ножки перепелки и индюшачьей ножки, нож для дыни, мужские и женские шатлены, ложки для десертов разных форм. Экскурсоводы, а иногда и сама хозяйка с удовольствием играют с гостями в угадайку, предлагая определить функции предметов. Однажды в Дом с лилиями пришли Кира Борисовна и ее сын Александр, потомки аптекаря Паздзерского. Оказалось, что их фамилия — Якимовы. «Мы поняли, что это судьба», — говорит Анна Якимова. Вологодские Якимовы подружились с петербургскими. Теперь в музейных витринах в Доме с лилиями выставлено множество старинных, мемориальных предметов, переданных наследниками Паздзерского.

Процесс реставрации вызвал взрыв интереса вологжан к своей семейной истории. В доме Извощикова, например, оборудована отдельная комната, воссоздающая интерьер советского быта, когда национализированные в 1918 году дома были превращены в коммунальные квартиры барачного типа: с выгребной ямой во дворе, без воды и электричества. В домах было нарезано по 10–12 квартир, где до 1990-х жило по 30 и более жильцов. На стене и на кровати, застеленной лоскутным ковриком (традиционное довоенное и послевоенное советское рукоделие), — фотографии жильцов дома разных лет. «А это прежняя владелица дома, — рассказывает Лариса Якимова, показывая крупный черно-белый портрет очень красивой молодой женщины с пышной прической. — После уплотнения осталась в маленькой угловой комнате на первом этаже, где и жила до конца 1960-х». При желании в чертах старушки на любительской мутной карточке можно увидеть черты красавицы. Портреты принесла Якимовым внучка бывшей владелицы.

Сдержанный Герман Якимов подтверждает: процесс восстановления дома и естественное погружение его самого в историю изменили мировосприятие и его, и всей семьи. Сегодня над восстановлением и приспособлением для бизнеса вместе с Германом и Ларисой Якимовыми работают их дочь Анна и ее муж Илья Промотаевы. У Анны — шестимесячная дочь Вера. «Мне есть кому оставить бизнес, — говорит Герман Якимов. — Есть кому продолжать».
Сегодня во владении Якимовых пять домов. Сформированы принципы работы с деревянным наследием. Якимовы предпочитают не брать дома в аренду, а выкупать. Реставрировать добросовестно, соблюдая по возможности все исторические технологии. Конопатить швы между бревнами мхом, а не паклей (на дом уходит около 300 мешков мха, как рассказывает реставратор Владимир Новоселов), нижние венцы сруба оборачивать берестой и пропитывать дегтем, красить составами, аутентичными краскам XIX века. Подводить воду, газ, электричество. Топить по возможности газом (в разы дешевле, чем центральное отопление, а это, учитывая площади старинных домов, серьезная статья расходов). Понимать, что каждый дом индивидуален. Приступая к реставрации и приспособлению, ты буквально покупаешь кота в мешке. Любимый пример Германа Якимова — покупка дома Извощикова. Считая себя опытным владельцем архитектурного памятника, он осмотрел дом перед покупкой с архитектором и реставратором. «Но снимать обшивку, делать зондажи вам никто не позволит, — рассказывает бизнесмен. — Поэтому вышло так, что дом, который приняли почти за полностью сохранный, решив, что с реставрацией не будет проблем, пришлось перебирать буквально по бревнышку. Его вывезли на реставрационную базу и полностью раскатали». Теперь принцип Якимовых: не торопиться и не зарекаться.

Валерий Нистратов для Forbes
Лариса Якимова и Анна Промотаева на веранде Дома с лилиями.
Валерий Нистратов для Forbes
Вид на дом Засецких, старейшую усадьбу в Вологде.
Валерий Нистратов для Forbes
Пространство музея в Доме с лилиями, антикварная мебель, старинный текстиль и посуда.
Валерий Нистратов для Forbes
Зал музея с архивными фотографиями Вологды.
Валерий Нистратов для Forbes
Реставрационные работы в доме Засецких. Все печи уже в рабочем состоянии.
Валерий Нистратов для Forbes
Старинные и современные предметы из коллекции-угадайки Ларисы Якимовой.
Валерий Нистратов для Forbes
Старинные и современные предметы из коллекции-угадайки Ларисы Якимовой.
Валерий Нистратов для Forbes
«Жилая комната» с портретами жильцов дома Извощиковых разных лет.
Валерий Нистратов для Forbes
На территории усадьбы Засецких реставрируют главный дом и восстанавливают по архивным документам каретные сараи.
Валерий Нистратов для Forbes
Магазин на первом этаже в доме Извощиковых, где продают не только цветы, но и антикварную посуду.
Валерий Нистратов для Forbes
Гостиная в Доме с лилиями. Печь-голландка с лепниной и медальоном. На печи фотография, по ней медальон восстановлен.
Валерий Нистратов для Forbes
Экспозиция в магазине: горшечные растения, старинные лапти, гири для весов, антикварные зеркала и кровать.
Валерий Нистратов для Forbes
Флорист за работой в цветочном магазине в Доме с лилиями.
Валерий Нистратов для Forbes
Вид с улицы Герцена на дом Пановых.
Валерий Нистратов для Forbes
Живопись по штукатурке XIX века на стенах дома Панова Якимовы обнаружили во время реставрации. Эксперт-реставратор из Санкт-Петербургской академии Штиглица Михаил Рогозный называет ее «вологодскими Помпеями».
Валерий Нистратов для Forbes
Интерьер цветочного магазина в доме Панова.

Зато каждый дом не просто раскрывает свою историю и притягивает людей, с ним связанных, со всех концов света, но и подсказывает дальнейшие сценарии своей биографии. Во флигеле дома Дружинина, например, реставраторы восстановили резной балкон над входом. Анна Промотаева (Якимова) тут же отреагировала: это отличное место для селфи с чашечкой кофе на фоне старой Вологды. Так на втором этаже дома было устроено кафе «Бюро». В меню — одни из лучших в городе сырники из вологодского творога с соусом из вологодской ряженки (любимое блюдо Ильи Промотаева) и стейк из лосося с овощами и салатными листьями (рецепт разработан при участии Ларисы Якимовой). На традиционный балкон пускают строго по записи — так велико число желающих выпить кофе с видом.

«Самое дорогое в моей прошлой жизни»

Император Павел I издал 25 декабря 1800 года указ, запретивший церковное деревянное строительство в государстве: «по случаю всеподданейшего донесения, что Калужской губернии Масальского уезда в селе Шуях сгорела приходская церковь, Государь повелеть соизволил, чтоб генерально по всем Епархиям, если где деревянная церковь сгорит, не позволять строить новой деревянной». Синод взял под козырек. Уже 21 и 23 января 1801 года поступили рапорты о получении такого указа от Аполлоса, епископа Архангельского и Холмогорского, и Арсения, епископа Вологодского и Устюжского. А 19 апреля 1801 года новый император Александр I подтвердил указ отца. Так на Русском Севере прекратилась древняя традиция деревянной церковной архитектуры, развиваться стала гражданская — деревенская и городская.

 

«Посмотрите на отделку фасада, — начинает свой рассказ о деревянном доме на улице Кирова, 33, реставратор Владимир Новоселов. — Видите, дом не обшит. Год постройки 1915-й. Уже смятение в умах, отступление от традиций». Облик традиционного вологодского дома сложился ко второй половине XIX века, пишет в своей книге «Такой город в России один» вологодский краевед Александр Сазонов. Когда «местные мастера отошли от подражания формам каменной архитектуры и разработали оригинальную композицию деревянного дома: двухэтажный особняк, по форме близкий к кубу, несколько вытянутый вдоль двора. Обязательным конструктивным элементом является балкон (строго говоря, лоджия) в углу главного фасада. Под балконом крыльцо с двумя парами дверей в первый и второй этажи».

Вологодские деревянные дома обшивались досками, часто накрывались деревянной, тесовой крышей, украшались наличниками и резьбой по фасаду. Новоселов показывает белые деревянные кружева, навешанные под крышей, под перилами террасы парадного крыльца, свисающие с лоджии над входом. Кружева слегка различаются по тону: восстановленные, новые — кипенно-белые, подлинные, исторические — чуть темнее, словно тронутые патиной.

Бывший доходный дом 1915 года на улице Кирова, 33, купил в 2021 году московский бизнесмен Семен Яковлев. Говорит, что, приехав в Вологду с женой в 2021-м впервые, был приятно удивлен тем, что город сохранил свое лицо. «У города есть характер, видна его историческая планировка», — говорит Яковлев. По дороге в Вологду он прочитал книгу Александра Сазонова, позвонил ему, но встретиться не удалось: все экскурсии Сазонова были расписаны. Однако оказалось, что в городе много молодых активных вологжан, они водят экскурсии, пишут в соцсетях, помогают восстанавливать историю памятников и горожан. Яковлеву показали дома Якимовых с цветочными салонами, антикварными и сувенирными магазинами и кафе. Позже ему позвонил Сазонов, спросил о впечатлениях и сказал, что лучшее, что можно сделать для Вологды сегодня, — выкупить старый деревянный дом в центре и открыть там бизнес. Недолго думая, Яковлев с женой тем летом так и поступили. В доходном доме, где до революции было четыре больших квартиры, а после — 12 комнат коммуналки, Семен Яковлев планирует открыть апарт-отель на восемь номеров. В доме уже поменяли нижние венцы сруба, крышу, восстановили крыльца и балкон, провели канализацию, электричество и центральное отопление. Открыть апартаменты планируют осенью 2024 года.

Сегодня, по данным администрации Вологды, в городе выявлено 112 объектов культурного наследия — деревянных домов. Выкуплены и полностью восстановлены 15 зданий. Как говорит проектный продюсер городского проектного центра «Вологда» и ведущая Telegram-канала «Деревянство» Татьяна Платонова, это максимальный всплеск интереса и участия горожан в сохранении архитектурного наследия Вологды.

 

Мода на Русский Север возникла в конце XIX века, когда Савва Мамонтов получил императорское согласие на строительство железной дороги в один путь из Вологды до Архангельска. Летом 1894 года Мамонтов писал жене из Архангельска: «Тебе с девочками надо непременно собраться сюда как-нибудь и именно проехать по Двине — вы вернетесь более русскими, чем когда-либо». Пораженный красотами, Мамонтов отправился к Ледовитому океану. А следом командировал художников Валентина Серова и Константина Коровина. Вдохновленный увиденным, Коровин выступил художником-экспозиционистом павильона «Крайний Север» на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. В 2012 году, организуя ретроспективу Коровина, Третьяковская галерея обнаружила в своих запасниках холст длиной более 7 м, хранившийся на валу. Это была темперная живопись Коровина «Старый монастырь», оказавшаяся в коллекции музея в 1946 году. Специалисты предположили, что работа с изображением северного монастыря была создана по заказу Сергея Дягилева к выставке русского искусства в Париже в 1906 году. К выставке в Третьяковке фриз отреставрировали и впервые за сто с лишним лет представили публике.

Другая волна массового интереса к Русскому Северу пришлась на 1960–1970-е годы. В 1966 году Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский сняли фильм «Андрей Рублев» (в прокат в СССР вышел в конце 1971 года), в Русском музее прошла выставка «Итоги экспедиций музеев РСФСР по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства», в Карелии открылся музей-заповедник «Кижи», где под открытым небом вокруг Кижского погоста собрано 68 построек деревянной архитектуры. В 1978 году ВИА «Песняры» спели про Вологду и дом, «где резной палисад». Толпы страждущих прикоснуться к корням ринулись на Север. Поиски русскости шли так активно, что, оказавшись в деревне Зимняя Золотица на реке Мезень в Архангельской области, художник Виктор Попков писал: «Север не хотелось включать в свою творческую жизнь. Может быть, в этом было виновато громадное количество работ: бесконечных пейзажей, церквей и натюрмортов из предметов, ставших декорацией, вышедших из употребления вещей, уже увиденное». Но в Золотицах Попков начал писать «Мезенских вдов». «Стало ясно, что так просто от Мезени мне не уйти. Где-то самое дорогое в моей прошлой жизни живет сейчас там», — писал он в дневнике.

Новый виток интереса к культурному наследию Русского Севера, деревянному зодчеству, потребность не только в изучении, но и в «приращении», как характеризует этот процесс историк архитектуры Николай Малинин, возник в начале XXI века. В 2010 году Малинин стал одним из организаторов ежегодной общероссийской премии за лучшее сооружение из дерева «Архиwood». Премия вручается в девяти номинациях, от предметного дизайна до общественных сооружений. В 2017 году «Архиwood» за лучшую реставрацию получили вологодский дом Черноглазова и коллектив из трех авторов: бизнесмен, владелец дома Герман Якимов, архитектор Владимир Лукин и реставратор Владимир Новоселов.

Сегодня Якимов с гордостью отмечает: все, кто соприкасается с городским деревянным наследием Вологды, покупают по его примеру дома. Собственниками памятников стали краевед Сазонов, архитектор Лукин, реставратор Новоселов. Великоустюжский пивовар, открывший в старом доме ресторан, музей пивных бутылок и пивной двор, Виктор Чучин перед покупкой приходил советоваться к Якимову. Как говорит бизнесмен, всех интересуют два вопроса: сколько нужно вложить в дом и как это окупается.

 

Советовался и Семен Яковлев: «В Вологде есть сообщество неравнодушных к судьбе наследия. Бизнесмены готовы делиться опытом. Есть юристы, которые знают, как проводить такие сделки. Городские власти заинтересованы в продаже. Есть опытные реставраторы и архитекторы — сложилась профессиональная и дружелюбная среда».

*Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни, народные промыслы и исторические города.

В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+