Пора трезветь: как рост пошлин и акцизов делает вино в России недоступной роскошью
Вино в России становится все дороже, а европейские марки постепенно уходят с рынка, рассказывают эксперты, опрошенные Forbes. У российских производителей нет ресурса заменить импорт, поэтому вина будет меньше, оно будет дороже, а часть потребителей вина перейдет на водку и коктейли.
Акцизно-пошлинный удар
Все собеседники Forbes прогнозируют подорожание вина в обозримом будущем, и виной тому два ключевых для рынка события, произошедших за последний год. Так, 1 августа 2023 года ввозные пошлины на вина из «недружественных» стран увеличили с 12,5% до 20%, но не менее $1,5 за литр.
А с 1 мая этого года в России существенно повысились акцизы на тихие и игристые вина. Изначально на 2024 год предусматривалась ставка в размере 35 рублей за литр тихого вина, и до мая она составляла 34 рубля за литр, но поправки в Налоговый кодекс увеличили винный акциз до 108 рублей за литр. На 2025 год предусматривается ставка в 112 рублей за литр, в 2026-м — до 116. Акциз на игристые вина, до этого составлявший 45 рублей, с 1 мая 2024 года вырос до 119. Эти изменения коснулись как российских, так и импортных вин.
Есть и другие факторы. Велика вероятность, что европейские вина станут еще менее доступными, предупреждают собеседники Forbes. «Идут разговоры о еще одном серьезном поднятии пошлин на вино из ЕС», — напоминает управляющий ТС «Градусы» Руслан Соловьев. Весной этого года Ассоциация виноградарей и виноделов России (АВВР) предложила установить ввозные пошлины на вина из стран НАТО в 200%, и инициативу уже поддержал Минпромторг.
Если предложение будет окончательно принято, вина из ЕС будут стоить в лучшем случае от 600–700 рублей, уверен Соловьев. «Если примут решение еще повысить пошлины на ввоз продукции из ЕС, то они станут заградительными, и европейские вина станут для нас недоступны, а заменить их нечем», — предупреждает директор по стратегическому развитию направления B2C Simple Group и руководитель департамента SimplePrivé & Corp Елена Царева.
Кроме того, АВВР попросила закрепить квоты на российские вина в horeca и рознице. В результате предложение будет меньше спроса и пойдет автоматическое повышение цен, рассуждает Соловьев.
Вино в России не может быть очень дешевым еще и потому, что значительная часть оборудования, используемая в производстве, завозится из-за рубежа, а стоимость его привязана к валюте, говорит в беседе с Forbes директор по России Всемирной организации винного туризма Леонид Попович.
Прощай, дешевое вино
По данным Росстата, вино виноградное столовое с января по апрель 2024 года подорожало с 560,64 до 572,17 рубля за литр (плюс 2%), виноградное крепленое — с 759,48 до 778,18 рубля за литр (плюс 2%), а отечественное игристое — с 472,86 до 480,25 рубля за литр (плюс 1,5%).
«Изменения пока еще сильно не ощущаются, рынок вина весьма инертен, — отмечает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. — Перед недавним майским повышением акцизов, как и перед предыдущим, случившимся в 2020 году, компании активно запасались вином, как российским, так и импортным. В марте ЕС увеличил поставки вина до максимума с конца 2022 года — 26 600 т. Также заметно выросли поставки из Грузии». Правда, продолжает Ставцев, лишь у некоторых импортеров и ретейлеров нашлись ресурсы для подобных операций, многим не хватило оборотных средств, кроме того, компании оказались ограничены высокими, больше 20%, ставками по кредитам и не таким выгодным, как в 2023 и 2022 годах, курсом валют. «Но запасов хватит на несколько месяцев, и цены будут меняться постепенно, так, чтобы покупатель привык», — прогнозирует эксперт.
Многие винодельни вводят повышение поэтапно, соглашается Соловьев, и сети, по его словам, также не спешат транслировать изменения на полку. «Повышение цен уже произошло, и это отразилось особенно на низком и среднем ценовых сегментах, — отмечает Царева из Simple Group. — Пока рынок не полностью отыграл изменение акцизов и пошлин, это сделано лишь на 15–20%».
Тем не менее дальнейший рост цен на вино неизбежен. «Последовательная политика по ограничению импорта вина из Евросоюза, одного из лидеров по производству этой продукции, приводит к тому, что увеличивается себестоимость поставки как непосредственно вин, так и винного материала, что неминуемо приводит к общему росту цен», — констатирует гендиректор INFOLine Иван Федяков.
Российские производители уже заявляли, что в течение года их продукция подорожает на 4–20%.
Уже через два месяца минимальная стоимость бутылки вина сравняется с водкой и окажется на уровне 300 рублей, прогнозирует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. «Если пару лет назад вино российского производства, пусть и не лучших характеристик, можно было найти по 149–199 рублей за бутылку, то акциз в 70–80 рублей к этой стоимости и инфляция ситуацию изменили, — сетует Соловьев из ТС «Градусы». — Сейчас дешевое вино на полке — это минимум 299–399 рублей».
Сегодня средний сегмент вин находится в пределах 3000−5000 рублей за бутылку, хотя когда-то был доступен и за 500–1500 рублей, отмечает Царева. «Есть действительно разбирающиеся в вине люди, но теперь из-за введенных пошлин порадовать себя не простым, а изысканным вином со сложным букетом за 1000–2000 рублей они уже не могут», — поясняет она.
«Новая себестоимость производства вин и их цена на полках ретейлеров будет понятна к сентябрю, — подытоживает Соловьев. — Но вино продолжит дорожать. Логистика становится золотой, а старые запасы скоро иссякнут. К концу 2024 года импорт вин в Россию из «недружественных» стран снизится на 15%».
Винное импортозамещение
Доля российских тихих вин на рынке с 2017 года составляет порядка 50%, и пока переломить ситуацию не удается, напоминает Дробиз из «ЦИФРРА». В игристом же вине отечественные производители сейчас занимают 70%, отмечает он. Доля российского вина в продажах (вместе с игристым) в натуральном выражении — порядка 60% с тенденцией к росту, полагает Ставцев из WineRetail.
«Доля ЕС на полке сокращается, хотя запасы продукции еще есть, — констатирует Соловьев из ТС «Градусы». — Движение в сторону увеличения представленности отечественных вин идет, но на это потребовалось 15–20 лет и немало усилий». «России для полноценного развития отрасли нужно 20 и более лет, к этому времени отечественные вина состоятся и даже будут занимать серьезное место на международном рынке», — прогнозирует Царева из Simple Group.
Российские производители в 2023 году изготовили, по данным Росстата, порядка 30 млн дал виноградных вин, то есть на 8,3% меньше, чем в 2022 году. Зато с января по май 2024 года отечественные винодельческие предприятия произвели 13,3 млн дал виноградных вин (на 17,2% больше, чем за тот же период годом ранее), 3,1 млн дал игристых вин (плюс 28,8%), и 654 300 дал ликерных (в 1,8 раза больше), по данным Росалкогольтабакконтроля.
Всего алкогольные компании выпустили за пять месяцев этого года 75,3 млн дал спиртосодержащей и алкогольной продукции (кроме пива, пивных напитков, сидра, в том числе грушевого — пуаре, и медовухи), что на 13,5% превышает показатель 2023 года. Импорт вина за январь — апрель также вырос на 20% год к году, до 138 млн л.
Российское виноделие развивается, отмечает Царева из Simple Group, есть немало вин мирового уровня, производители успешно занимаются как классическими сортами, от пино нуар и каберне совиньон до мерло, умело создают бленды, однако закрыть весь спрос только отечественной продукцией не получится, уверена Царева.
«Закрыть образовавшуюся брешь только отечественным вином сложно, реальная самообеспеченность составляет порядка 60%», — говорит Соловьев.
«Надо понимать, что европейское и отечественное вино борются не за абстрактного потребителя, а конкретно за российскую женщину среднего класса, — обращает внимание Дробиз. — 90% российских и 80% импортных вин потребляют именно женщины, и пока, чтобы сохранить свой привычный уровень потребления в четыре-пять бутылок в месяц, они готовы потратить на 1200–1500 рублей больше за итальянскую или французскую продукцию. Им психологически комфортнее покупать ее, а не произведенную в России, пусть и сопоставимую по качеству».
Пока российские производители не могут самостоятельно насытить рынок, замещение европейских вин идет и через импорт из более экзотических стран, говорят собеседники Forbes. «Ассортимент вин в российских магазинах меняется, постепенно больше появляется вин из Африки, — рассказывает Федяков из INFOLine. — Но те специалисты и потребители, которые привыкли к европейским продуктам, конечно, будут переплачивать за поставки из Европы, а самое главное — в отсутствие достойного конкурента российская продукция тоже дорожает, поэтому постепенно вино становится все менее и менее доступно для рядового покупателя».
«Градусы» ведут переговоры с несколькими производителями из Казахстана и других стран Средней Азии, но пока сойтись по цене, качеству и объемам не получается. «Казахстан входит в топ-10 стран по количеству виноградников, но при этом у многих виноделен уже предел производства, — говорит Соловьев. — Просто так произвести большую партию вина не получится. Есть прекрасный производитель Arba Wine, но закрыть потребность сетей в России он не может. И пока по факту у Средней Азии получаются простейшие вещи: крепленые и десертные вина». По его словам, вина из Средней Азии непонятны российскому потребителю. В данный момент российские виноделы идут на много шагов вперед, и на это потребовалось много лет. По соотношению цены, даже выросшей в последнее время, и качества российские и европейские вина лучше того, что предлагает Средняя Азия.
Вина уходят в нишу привилегированного класса, отмечает Федяков из INFOLine. Зато растут продажи алкогольных коктейлей, крепкого алкоголя. «Там банальное соотношение градусов на рубль более выгодно», — уточняет он. «Сокращение в сегменте вина оборачивается приростом в других, с ним конкурирующих, — соглашается Соловьев из ТС «Градусы». — Во всем ретейле, не только в алкомаркетах, идет перестройка полки. Количество потребляемого россиянами вина в литрах снизится на 10–20% в целом по России к концу года».
Грядущее сокращение потребления вина — беда и проблема потребителей и производителей вин, говорит Федяков, а вот рознице по большому счету все равно, чем торговать. «В любом случае объемы продаж не падают, в деньгах они даже прирастают: и за счет инфляции, и за счет физического объема потребления, который растет на фоне психологического состояния россиян», — комментирует эксперт, напоминая, что в прошлом году был установлен абсолютный исторический рекорд по количеству открытий алкомагазинов, когда у «Красного & Белого» и «Бристоля» появилось более 4600 точек. И россияне, буквально на каждом углу видя точки продаж, будут увеличивать общий спрос на алкоголь, заключает эксперт.