К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Платина под колесами: как драгоценные металлы дешевеют из-за электромобилей

Фото Александра Манзюка / ТАСС
Фото Александра Манзюка / ТАСС
Платина и палладий — драгоценные металлы, основная сфера применения которых вовсе не ювелирная промышленность, а автомобилестроение. Поскольку используются они при производстве машин с двигателями внутреннего сгорания, рост популярности электромобилей способствовал снижению цен на оба эти металла. Однако опрошенные Forbes эксперты полагают, что цикл падения завершился, и возможно даже небольшое восстановление стоимости

Палладий и платина — наиболее известные металлы платиновой группы. В отличие от других драгоценных металлов, они имеют прежде всего промышленное значение и используются в основном в составе катализаторов в автомобильных двигателях для нейтрализации выхлопных газов.

Цены на эти металлы падают. Палладий 12 июня торговался по $882 за тройскую унцию, подешевев за год на 46%, с $1411 на 12 июня 2023 года. Цена платины 12 июня составила $964 за унцию, упав с предыдущего пика в $1059 за унцию, зарегистрированного 20 мая. В целом за год платина подешевела всего на 1,7% по сравнению с $982 за унцию 12 июня 2023 года. Главные виновники снижения цен на металлы платиновой группы — электромобили, говорят собеседники Forbes.

По данным Геологической службы США (United States Geological Survey), крупнейшим производителем палладия в мире является Россия, на долю которой в 2023 году пришлось около 44% мировой добычи этого металла. За ней следуют ЮАР (34%), Канада (8%), США (7%) и Зимбабве (5%). Эти же страны производят и платину, но тут на первом месте ЮАР, на чью долю приходится порядка 67% мировой добычи, на втором с сильным отставанием — Россия (13%), на третьем — Зимбабве (11%), далее Канада (3%) и США (2%). В России основными производителями металлов платиновой группы являются «Норникель» и «Русская платина».

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Почему падают цены

Падение цен на металлы платиновой группы во многом вызвано постепенным переключением производителей с автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на электромобили, следует из данных обзора Johnson Matthey. В 2023 году из произведенных в мире 9,354 млн унций палладия в автомобильной промышленности было использовано 8,745 млн унций (93,5%). Из произведенных 7,091 млн унций платины в 2023 году 3,342 млн (47,1%) использовались в автопроме, 1,361 млн (19,2%) — в ювелирной промышленности. Остальное применяется в стекольной промышленности (776 000 унций — 10,9%) и химической (647 000 унций — 9,1%). Таким образом, именно автопром как самый крупный потребитель металлов платиновой группы оказывал влияние на цены. 

В машинах с бензиновым двигателем используется в основном палладий, а платина главным образом в дизельных двигателях. Снижению цен на палладий способствовали сразу два фактора, говорит главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. «Первым стал разворот автопроизводителей к платине в производстве катализаторов для двигателей внутреннего сгорания, — напоминает он. — Вторым событием стало то, что задержки поставок палладия из ЮАР в связи со сбоями в подаче электроэнергии были в значительной степени преодолены. Все это наложилось на негативные рыночные ожидания относительно перспектив мировой экономики, что также приводит к падению интереса к этому металлу у инвесторов». Спрос же на платину, по его мнению, несмотря на некоторый пессимизм на рынке относительно перспектив производства дизельных автомобилей, остается стабильным за счет ее использования в производстве стекловолокна, оптического стекла, ювелирной и некоторых других отраслях. «Поэтому цена на платину остается близкой к $1000 за унцию», — говорит Худалов. Он также напоминает, что перспективы автомобилей с двигателями внутреннего сгорания вызывают сомнения на фоне роста популярности электромобилей.

 

По данным Metals Focus, доля электромобилей, в которых металлы платиновой группы не используются, выросла с 11% от общего объема производства автомобилей в начале 2023 года до 14% в мае 2024-го. Падение потребления этих металлов было несколько сглажено ростом производства гибридных автомобилей, которые в них нуждаются. На май 2024 года на долю гибридных автомобилей приходилось 22% общего производства легковых машин по сравнению с 18% в начале 2023 года, подсчитали аналитики Metals Focus. 

Снижение цен на платину и палладий обусловлено уменьшением заказов на них со стороны автомобилестроительных предприятий, соглашается независимый аналитик Леонид Хазанов. «Однако ситуация не так проста, как может показаться, — добавляет он. — Дело в том, что производители машин с двигателями внутреннего сгорания ранее сформировали значительные запасы обоих металлов, поэтому сегодня спрос на них слабее, да и объемы их выпуска за последние полтора-два года подсократились. Рост производства электромобилей тормозится в целом по планете, зато налицо увеличение объемов выпуска гибридных машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания».

В недавнем обзоре британской компании Johnson Matthey (JM), специализирующейся на производстве автомобильных катализаторов с металлами платиновой группы, говорится, что еще одной причиной снижения цен в 2023 году стал резкий рост поставок этих металлов из России в Китай. По оценкам JM, поставки палладия из России выросли на 17%, до 2,7 млн унций, платины — более чем на 70%, до 780 000 унций. «Российские металлы платиновой группы предлагались со скидками, в результате чего во второй половине 2022 года и большую часть 2023-го цены на них в Китае были ниже международных. Этот дисконт не только позволил российским металлам в Китае потеснить поставщиков из других стран-производителей, но и привел к снижению их закупок китайской промышленностью у собственных китайских предприятий», — говорится в обзоре. 

 

Палладий находится в долгосрочном нисходящем тренде с апреля 2021 года, когда его цена достигала почти $3000 за тройскую унцию, отмечает руководитель отдела экономических исследований CM Service Николай Переславский. На тот момент, говорит эксперт, платина стоила более чем в два раза дешевле палладия, и производители автомобильных катализаторов предпочитали использовать в производстве именно ее. «Плюс ко всему высокая цена подхлестывала производителей палладия наращивать объемы добычи, что и увеличило предложение металла на мировом рынке, — отмечает Переславский. — Законы свободной торговли неумолимы: за растущим предложением товара следует снижение его цены». Хотя уже в 2023 году ни о каком переизбытке палладия речи не было, напротив, потребители столкнулись с дефицитом порядка 1 млн унций. 

Обвал отменяется

Собеседники Forbes полагают, что цены на металлы платиновой группы стабилизировались. «Дальнейшего обвала цен я не жду, — говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» и доцент Финансового университета Сергей Суверов. — Во-первых, должно вырасти производство автомобилей с гибридными двигателями, в частности в развивающихся странах; соответственно, спрос на металлы платиновой группы для катализаторов будет расти. Во вторых, запасы металлов, которые накопили автокомпании, должны закончиться, и необходимо будет их пополнять». 

В будущем производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будет медленно идти вниз, а автомобилей с электродвигателями и гибридов — подниматься, считает независимый эксперт Хазанов. «На горизонте 2024-2025 годов можно ожидать смены тренда снижения цен на платину и палладий на рост. Уже сейчас цены снижаются медленнее, и я не ожидаю в следующем полугодии падения стоимости платины и палладия ниже $900 за тройскую унцию, — говорит эксперт. — Поддержку ценам на платину и палладий могут оказать их ключевые западные производители Anglo American Platinum (работает в том числе в ЮАР), Sibanye Stillwater и Impala Platinum, испытывающие проблемы с добычей руд, энергоснабжением и устойчивостью получения доходов, из-за чего снижается их рентабельность. Производители рассматривают различные варианты уменьшения издержек и приостановки намеченных инвестиционных проектов». 

Cегодня котировки палладия приближаются к сильной поддержке в районе $900, говорит Николай Переславский из CM Service: «Если прибавить к этому, что палладий сегодня дешевле платины почти на $60, или 6%, то вполне вероятно, что он в среднесрочной перспективе удержит уровень $900, а в краткосрочной у него есть все шансы вырасти до уровня $1000».  Платина, по словам Переславского, находится в боковом долгосрочном тренде, то есть в ситуации неопределенности, при которой колебания цен не настолько велики, чтобы позволить четко предсказать их дальнейшее движение. Такие цены — $970 — наблюдались в 2015, 2020, 2022 и 2023 годах, напоминает Переславский. «По моему мнению, боковая тенденция продолжится и цены останутся в коридоре $820-1083 за тройскую унцию, — полагает эксперт. — Конкуренция палладия и платины тоже продолжится, и я думаю, что их цены не будут «разбегаться» в пределах больше 10-15% в долгосрочной перспективе».

Ожидается, что спрос на палладий останется относительно неизменным в 2024 году, говорится в обзоре рынка металлов «Норникеля». «Мы ожидаем, что коэффициент замещения платины и палладия 1:1, достигнутый в последние годы в крупнейших сферах применения, а также текущие усилия по обеспечению взаимозаменяемости металлов платиновой группы в быстроразвивающихся высокотехнологичных отраслях обеспечат долгосрочный фундаментальный паритет цен между двумя металлами», — утверждают аналитики «Норникеля».

 

«Норникель» на фоне других производителей явно чувствует себя нормально в силу принципиально иной, чем у них, продуктовой линейки металлов, и нынешнее ослабление глобального рынка платины и палладия для него не критично», — полагает Хазанов. 

Колебания цен на металлы платиновой группы не страшны «Норникелю», согласен Суверов из «Арикапитала». «Норникель» — компания с очень низкими издержками на производство металлов, — говорит он. — Кроме того, у «Норникеля» достаточно хорошая корзина металлов, которая позволяет ему подстраиваться к конъюнктуре, сокращая производство одних металлов и наращивая выпуск других, сохраняя при этом высокую маржинальность».

Борьба за ценник

Производители палладия и платины намерены предпринять ряд шагов для того, чтобы удержать цены от дальнейшего падения, а в идеале — перевести их в рост.

 Генеральный директор южноафриканского производителя МПГ Northam Platinum Holdings Ltd. Пол Данн сказал в интервью Bloomberg, что, по его мнению, цены на палладий не восстановятся, если производители не продолжат снижать поставки. Данн сообщил, что из-за падения цен его компания и ее более крупные  партнеры Anglo American Platinum Ltd., Sibanye Stillwater Ltd. и Impala Platinum Holdings Ltd. (Implats) сокращают расходы и снижают планы развития производства. Implats и Sibanye отложили планы по расширению высокозатратных проектов в Северной Америке. «Очевидно, что это вызовет определенные трудности, но мы считаем, что это необходимо», — сказал топ-менеджер. 

 

«Норникель» по итогам 2023 года снизил производство палладия на 4% к предыдущему году, до 2,692 млн унций, но увеличил производство платины на 2%, до 664 000 унций. «Такая разнонаправленная динамика была связана с изменением соотношения металлов платиновой группы в структуре перерабатываемого сырья, — сообщила компания. — В 2024 году «Норникель» планирует снижение производства на 9-15%: палладия — до 2,296-2,451 млн унций и платины — до 567 000-605 000». 

Крупные аналитические компании, судя по содержанию их прогнозов, не очень верят в готовность производителей сократить выпуск металлов платиновой группы. Аналитики JM полагают, что в 2024 году дефицит на рынке палладия сократится на 65% по сравнению с 2023 годом, с 1 млн унций до примерно 360 000 унций. Предложение, по расчетам компании, вырастет с 9,354 млн унций в 2023 году до 9,373 млн унций в 2024-м, в то время как спрос снизится с 10,371 млн унций до 9,731 млн. Использование палладия в автомобилях в 2024 году, по оценке JM, снизится до восьмилетнего минимума в 8,1 млн унций из-за сокращения производства машин с двигателями внутреннего сгорания.

Предложение платины, по оценке JM, снизится с 7,091 млн унций в 2023 году до 7,016 млн унций в 2024 году. Спрос же вырастет с 7,609 млн унций до 7,614 млн унций. «В 2024 году дефицит на рынке платины вновь превысит 0,5 млн унций», — говорится в обзоре.

Несколько иная оценка рынка платины содержится в обзоре за I квартал 2024 года Всемирного совета по инвестициям в платину (WPIC), по расчетам которого дефицит этого металла сократится с 851 000 унций в прошлом году до 476 000 унций в нынешнем. По прогнозу WPIC, предложение платины снизится с 7,172 млн унций в 2023 году до 7,111 млн унций в 2024 году,  а спрос упадет с 8,023 млн унций до 7,568 млн. Спрос со стороны автомобильной отрасли ожидается стабильным — на уровне 3,269 млн унций, спрос на ювелирные изделия из платины увеличится на 6%, до 1,978 млн унций, но спрос со стороны других отраслей промышленности, в частности стекольной и химической, снизится на 15%, до 2,242 млн унций, полагает WPIC.

 

Ожидается, что спрос на палладий останется относительно неизменным в 2024 году, говорится в обзоре рынка металлов «Норникеля». Эксперты «Норникеля» полагают, что дефицит палладия в 2024 году составит 0,9 млн унций. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+