К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Топливо дешевеет для компаний, дорожает для людей: что происходит с ценами на бензин

Фото Sefa Karacan / Reuters
Фото Sefa Karacan / Reuters
Оптовая цена бензина ведет себя нервно с начала весны: в марте она росла, а в апреле стала резко снижаться. Эксперты объясняют это лихорадочное движение влиянием крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Конечный потребитель скачка цены не заметил: благодаря усилиям регулятора и тех же ВИНК цена литра бензина на заправке стабильно росла, но увеличилась с начала года лишь чуть более чем на 1%

Цены на моторное топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в марте выросли на 7-16% в зависимости от вида топлива, но начали падение с 4 апреля. По состоянию на 19 апреля произошел практически обвал: бензин Аи-92 подешевел на 13%, до 47 919 рублей за тонну, Аи-95 — на 18%, до 54 485 рублей за тонну, дизельное топливо — на 7%, до 61 616 рублей за тонну. За три торговых дня, 20, 22 и 23 апреля, цены несколько поднялись (на Аи-92 — на 3,6%, на Аи-95 — на 2,5%, на дизель — на 1,6%), но на следующий же день цены опять пошли вниз и уже 25 апреля опустились ниже уровней, с которых происходил подъем. 

Эта чехарда никак не повлияла на ценник, который потребитель видел на заправке: по последним данным Росстата, 22 апреля на российских АЗС бензин Аи-92 стоил 50,82 рубля за литр, поднявшись в цене на 0,1% к предыдущей неделе и на 0,4% к концу марта. По бензину Аи-95, который 22 апреля стоил 55,62 рубля за литр, рост составил 0,1% и 0,6% соответственно. Дизель, стоивший 65,13 рубля за литр, поднялся на 0,1% к предыдущей неделе и на 0,7% к концу марта. По отношению к январю цены на бензин Аи-92 на АЗС к 22 апреля поднялись на 0,5%, на дизельное топливо выросли на 0,3%, на Аи-95 —  снизились на 0,5%.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Неспокойная биржа

Цены на топливо обычно растут в марте из-за старта весенних полевых работ, но в 2024 году биржа реагировала не только на сезонный фактор, но и на такие форс-мажоры, как атаки беспилотников и потоп в Оренбургской области, объясняют собеседники Forbes.

 

С чем связано мартовское ралли? Официальные данные Росстата показывают снижение производства бензина за I квартал 2024 к I кварталу 2023-го на 1,3%, до 11 млн т. В марте производство снизилось на 3,6%, до 3,51 млн т, по сравнению с 3,64 млн т в феврале. Производство дизельного топлива в I квартале 2024 к I кварталу 2023 года снизилось еще больше — на 5,7%, до 21,9 млн т, хотя в марте выпуск дизеля вырос на 5,2%, до 7,32 млн т, с 6,95 млн т в феврале.

Производство бензина в марте достигло локального минимума, что примерно совпало с максимумом по оптовым ценам, говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. На пике, по его оценке, из строя по разным причинам временно выбыло порядка 15% перерабатывающих мощностей в России. «В то же время дефицита удается избежать, — поясняет Кауфман. — Своевременно был введен запрет на экспорт бензина, а исторически Россия экспортировала как раз около 15% от объема производства».

 

Снижение цен с начала апреля вызвано и восстановлением производства, и ограничениями на экспорт. Ударам дронов подвергались преимущественно установки первичной переработки, которые российские компании могут в относительно короткие сроки починить самостоятельно, подчеркивает Кауфман. Уже сейчас восстановлена одна из пострадавших установок Рязанского НПЗ, а представитель Минэнерго заявлял, что к лету все выбывшие мощности могут быть отремонтированы. Кроме того, добавляет Кауфман, часть НПЗ увеличивают производство бензина за счет снижения выпуска другого компонента первичной переработки нефти — толуола. Из-за этих факторов, говорит эксперт, с 8 по 14 апреля производство бензина выросло до 121 000 т в сутки, что близко к нормальному уровню». 

Тень большой воды

На колебании биржевых цен сказался и катастрофический паводок в Оренбургской области, из-за которого 7 апреля был временно остановлен Орский НПЗ.

11 апреля правительство рекомендовало ВИНК сократить закупки нефтепродуктов друг у друга через биржу, напоминает главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. «Эта мера нужна для того, чтобы крупные игроки не разгоняли цены своим внезапным появлением, — говорит эксперт. — Биржа — для мелких игроков, а титаны пускай торгуют напрямую, избегая давления на биржу».

 

Именно вмешательство «титана» могло, по оценке Худалова, привести к росту биржевых цен 20-23 апреля. «У ВИНК есть прямые контракты по взаимным поставкам бензина для своих заправок, — поясняет он. — Условной «Газпромнефти» не выгодно с Московского НПЗ везти бензин на ее заправки, например в Челябинске. Проще взять бензин у «Русснефти» на Орском НПЗ. Но в результате внезапной остановки Орского НПЗ приходится либо покупать бензин у частных нефтебаз, что дорого, либо покупать большие объемы на бирже, что, разумеется, дает дневной прирост объема закупок и поднимает цену. То есть проблема во внеплановости этих действий, которые на не сильно ликвидном рынке приводят к росту котировок».

Судя по Росстату, производство бензина уже частично восстановилось на неделе, 8-14 апреля, обращает внимание независимый аналитик Алексей Кокин. «Думаю, что восстановление переработки продолжится и в основном завершится к середине года», — полагает он. 

Стабильная розница

Биржевые страсти не сказались на розничной стоимости топлива, она медленно, но стабильно растет с начала года. 

«Текущие оптовые цены не угрожают розничному рынку, — отмечает Кауфман из «Финама». — С начала года рост цен в рознице составил чуть больше 1%, что ниже уровня общей инфляции по стране. Полагаю, по итогам года рост цен на бензин в рознице не превысит 5-6%».

Задачу держать цены на АЗС в ближайшие годы на уровне, не превышающем инфляцию, поставил первый вице-премьер Александр Новак. За соблюдением этой установки следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая в марте сообщала, что нефтяные компании нарастили поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и взяли на себя обязательства по увеличению дополнительных поставок топлива на биржу до конца марта. Завышающие цены компании рискуют подвергнуться наказаниям со стороны ФАС. Например, в феврале органы ФАС возбудили два антимонопольных дела в связи с необоснованным повышением цен предприятиями в Кировской области и в Хакасии.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+