«Известия» узнали о проекте отрицательного отзыва кабмина на закон о маркетплейсах
Правительство планирует дать отрицательный отзыв на законопроект о регулировании маркетплейсов, выяснили «Известия». Предложенные нормы слишком «сырые», следует из проекта отзыва. Депутаты в том числе хотели запретить площадкам собственные продажи товаров, если их выручка превышает 150 млрд рублей
Правительство подготовило проект отрицательного отзыва на депутатский законопроект о регулировании для маркетплейсов, пишут «Известия» со ссылкой на документ. Первый замглавы аппарата правительства Валерий Сидоренко направил его на одобрение вице-премьеру Дмитрию Григоренко. Из проекта следует, что главным образом на позицию правительства повлияло мнение государственно-правового управления (ГПУ) президента (с его отзывом также ознакомилась газета). В ГПУ решили, что инициативу необходимо концептуально переработать.
В аппарате Григоренко сказали, что правительство пока не согласовало официальный отзыв по депутатской инициативе о маркетплейсах. Его проект рассмотрят на ближайшем заседании правкомиссии по законопроектной деятельности. В аппарате правительства отметили, что отзыв не утвержден. Газета направила запрос в пресс-службу Минпромторга.
Депутаты «Справедливой России», КПРФ, «Единой России» и ЛДПР подготовили законопроект о регулировании маркетплейсов в 2023 году, документ внесли в Госдуму в начале осени. Он содержит поправки в законы о торговле и защите прав потребителей. Документ в том числе не позволяет площадкам менять условия контрактов чаще чем один раз в год; вводит порядок применения штрафов в отношении контрагентов; запрещает им реализовывать собственные товары, если выручка маркетплейса превышает 150 млрд рублей. Депутаты также предложили обязать площадки отвечать за качество товаров, то есть им можно будет предъявлять претензии в случае брака продукции.
Правительство сочло некорректным требование парламентариев пересматривать контракты не чаще одного раза в год — условие «не учитывает изменения рыночной конъюнктуры, сезонности товаров, изменения логистических цепочек, которые могут требовать от агрегаторов обновления тарифов и комиссий». Оно также выступило против запрета на блокировку личного кабинета продавца. В кабмине уверены, что если отказаться от такого условия, то это не позволит оперативно пресекать нарушения действующего регулирования. Такая же критика содержится в отзыве ГПУ от ноября 2023 года, «Известия» ознакомились с ним.
Управление отметило, что запрет на продажу товаров при определенной выручке может снизить доступность продукции для потребителей. Если площадка будет отвечать за качество товаров, то компаниям придется самостоятельно проверять все изделия, отметили в ГПУ. Это «потребует изменения действующей модели организации работы», написали авторы отзыва.
Один из соавторов законопроекта Дмитрий Гусев пояснил, что сейчас парламентарии готовят два других самостоятельных закона о взаимодействии маркетплейсов и их партнеров — об интернет-торговле и платформенной занятости. Рынку маркетплейсов необходимо регулирование, считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Уровень конфликтности между сторонами повышается, это достаточное обоснование для того, чтобы ввести законодательные правила, полагает эксперт.
Рост рынка электронной коммерции привлекает внимание регуляторов: разработка инициативы — важный шаг, сказали в пресс-службе Ozon. Жесткие механизмы остановят активную динамику бизнеса сотен тысяч предпринимателей и негативно скажутся на россиянах, отметили в пресс-службе компании. Там сказали, что Ozon разделяет отрицательную позицию правительства и рассчитывает на выработку более сбалансированного решения для защиты интересов предпринимателей и покупателей.
Инициатива депутатов требует существенной доработки, сказали в «Яндекс Маркете». Правила для онлайн-торговли должны повышать уровень прозрачности ведения предпринимательской деятельности, не создавая лишних барьеров, отметили в маркетплейсе. В Wildberries «Известиям» сказали, что готовы обсуждать законопроект для «выстраивания сбалансированных правил работы, которые заложат основу для долгосрочного развития отрасли электронной торговли».