Reuters узнал об отказе Киева от новой сделки с Россией по судоходству в Черном море
Россия и Украина при посредничестве Турции в марте почти достигли соглашения о безопасности судоходства в Черном море, выяснил Reuters. Эрдоган собирался объявить об этом 30 марта, но Киев в последний момент отказался от сделки, которая касалась работы торгового флота, рассказали источники агентства
Россия и Украина в течение двух месяцев вели переговоры с Турцией о сделке по обеспечению безопасности судоходства в Черном море и достигли соглашения, о котором должна была объявить Анкара, но Киев внезапно отказался от сделки. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на четырех собеседников, знакомых с переговорами, и проект соглашения, с которым ознакомилось агентство.
Источники Reuters на условиях анонимности рассказали, что переговоры проходили при посредничестве Турции и заинтересованности ООН. Соглашение было достигнуто в марте «для обеспечения безопасности торгового судоходства в Черном море». Собеседники агентства уточнили, что Украина не хотела подписывать соглашение официально, но Киев дал согласие президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану объявить о нем 30 марта, за день до важных региональных выборов в самой Турции.
«В самую последнюю минуту Украина внезапно отказалась, и сделка была сорвана», — сказал один из собеседников. Три других источника подтвердили неожиданный отказ Киева от сделки. Россия, Украина и Турция отказались от комментариев агентству (у каких пресс-служб они были запрошены, не уточняется). Источники Reuters сказали, что не знают, чем руководствовался Киев, отказываясь от сделки. Представитель ООН Стефан Дюжаррик в ответ на просьбу прокомментировать информацию Reuters сказал: «Мы все еще надеемся, что свобода судоходства в Черном море восторжествует».
В тексте соглашения, с копией которого ознакомился Reuters, говорится, что Турция «в рамках своих посреднических усилий» достигла соглашений с Украиной и Россией «об обеспечении свободного и безопасного плавания торговых судов в Черном море» в соответствии с Конвенцией Монтре о режиме проливов. Документ 1936 года дает Турции контроль над Босфором и Дарданеллами и полномочия регулировать транзит кораблей ВМС. Конвенция также гарантирует свободный проход гражданских судов в мирное время и ограничивает проход судов, не принадлежащих странам Черного моря.
Черное море является ключевым маршрутом как для России, так и для Украины по доставке таких грузов, как зерно, удобрения и нефть, на мировые рынки, хотя объемы морских перевозок значительно упали за более чем два года «спецоперации»*, отмечает агентство. И Москва, и Киев в соответствии с соглашением, о котором Эрдоган планировал объявить 30 марта, предложили бы гарантии безопасности торговым судам в Черном море, взяв на себя обязательство не наносить удары по ним, не захватывать и не обыскивать их до тех пор, пока они либо пусты, либо задекларированы как перевозящие гражданские, а не военные грузы. Соглашение должно было вступить в силу «с момента объявления», указано в тексте.
Ранее Турция и ООН выступали посредниками в Черноморской зерновой инициативе. Зерновая сделка была заключена в июле 2022 года и прекратила действовать 18 июля 2023 года: Россия не согласилась на очередное ее продление, сославшись на невыполнение данных ей обещаний. Сделка позволяла Украине экспортировать зерно и другую сельхозпродукцию из трех портов на Черном море. Владимир Путин в июле 2023 года назвал шесть условий возвращения России к сделке, в том числе переподключение Россельхозбанка к SWIFT, возобновление работы аммиакопровода Тольятти — Одесса и поставок в страну сельскохозяйственной техники, а также снятие ограничения на доступ российских судов в зарубежные порты. 11 января вице-премьер Виктория Абрамченко сообщила, что Москва не видит перспектив возобновления основного соглашения зерновой сделки из-за того, что не выполнена ее вторая часть — пакетное «соглашение, обеспечивающее решение проблем, связанных с банковскими переводами, морской логистикой, фрахтом, страхованием, с подключением Россельхозбанка к SWIFT».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.