К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Запад помог Востоку: что выиграл Китай от санкций против российских металлов

Лондонская биржа металлов (Фото Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images)
Лондонская биржа металлов (Фото Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images)
На прошлой неделе Великобритания и США ввели санкции против российских алюминия, никеля и меди, закрыв этим металлам доступ к двум крупнейшим профильным биржам в Лондоне и Чикаго. По мнению участников рынка, это решение может быть на руку Китаю, а также другим странам — производителям цветных металлов, многие из которых расположены в Азии и на Ближнем Востоке

Вечером в пятницу, 12 апреля, Министерство финансов США совместно с правительством Великобритании объявили о новых санкциях, направленных на сокращение доходов России от экспорта алюминия, меди и никеля. В дополнение к введенному США эмбарго на их импорт металлы, произведенные 13 апреля и позже, не смогут больше торговаться на Лондонской бирже металлов (LME) и Чикагской товарной бирже (CME). Американские и британские трейдеры не смогут участвовать во  внебиржевой торговле производными от них финансовыми инструментами. 

«Металлы являются крупнейшим экспортным товаром России после энергоносителей, — говорится в заявлении правительства Великобритании. — В 2022 году стоимость [их экспорта Россией] составляла $25 млрд, но снизилась до $15 млрд в 2023 году в результате усилий «Большой семерки» и ее союзников». По оценке Bloomberg, на Россию приходится 6% поставок алюминия на мировые рынки, 5% никеля и 4% меди. 

Для того чтобы свести к минимуму риск дестабилизации рынка, принятые меры не будут распространяться на существующие запасы российского металла на LME и CME, они по-прежнему могут быть изъяты со складов и проданы, отмечается в документе. Также, чтобы не нарушить существующие цепочки поставок, санкции против российского титана и металлов платиновой группы (платины и палладия) не вводятся, указывает правительство Великобритании.

 

На следующий день после объявления о санкциях LME выпустила рыночное уведомление о приостановке выдачи варрантов (складских свидетельств) на российские металлы, произведенные 13 апреля 2024 года или после этой даты, и предупредила, что «следствием измененного пакета санкций может стать возникновение некоторой неопределенности на рынке, которая может привести к тому, что участники рынка будут требовать наличия на  бирже необходимого количества металла в качестве защитной меры». «На LME, видимо, до конца не понимают, какими будут последствия санкций, и робко надеются на невидимую руку рынка», — комментирует предупреждение биржи независимый эксперт Леонид Хазанов. Аналогичное сообщение в отношении алюминия, произведенного на всех предприятиях UC Rusal начиная с 13 апреля, опубликовала и CME.

Эмбарго не стало новостью

Новое эмбарго, введенное США, никак не может повлиять на российские поставки в эту страну, считают эксперты. Ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов напоминает, что США де-факто запретили ввоз российского алюминия еще в феврале 2023 года посредством 200%-ной импортной пошлины. Тогда же ввозные пошлины на никель и медь были увеличены с 35% до 70%. «Сейчас данный запрет просто оказался зафиксирован де-юре», — говорит Данилов. Позже, в декабре 2023-го, ввоз металлов из России, включая алюминий, никель и медь, запретила и Великобритания. Запрет не распространялся на хранение на складах LME в разных странах мира, за исключением самой Великобритании, и продажу металлов оттуда. LME использует 450 складских помещений в 32 пунктах на территории США, Европы и Азии. По данным на 28 марта, на складах LME хранилось 311 900 т российского алюминия, или 91% из общих запасов в 342 225 т, 24 858 т никеля (36%) и 60 750 т меди (62%).

 

По данным портала Trading Economics, в 2023 году импорт российского алюминия в США упал с $673 млн до $50,8 млн, никеля — с $324 млн до $26,5 млн. США в последние годы не были значимым рынком для российской меди, ее импорт в прошлом году составил всего $41 600. 

Импорт российского алюминия в Великобританию в 2023 году обвалился c $40,3 млн до $432 000, никеля — с $28,5 млн до $26 500. Данные по меди за 2023 год Trading Economics не приводит, сообщая, что в 2022 году Великобритания импортировала меди на $12,3 млн. По сведениям Леонида Хазанова, в 2023 году в Великобританию было завезено меди на $53 200. «Приняв среднюю стоимость алюминия в 2023 году в размере $2200 за тонну, никеля — $20 000 и меди — $8500, получим следующие показатели: импорт алюминия и никеля в США равнялся примерно 23 100 т и 1300 т, в Великобританию было отгружено 196 т алюминия, 1,3 т никеля и 6 т меди», — подсчитал Хазанов.

Узкий канал

LME и CME не были главным каналом поставок российских металлов на рынки. Опрошенные Forbes аналитики не смогли сказать, насколько велико участие российских металлов в торгах на CME. Российские цветные металлурги не реализуют значимых объемов металлов через LME, однако данная площадка играет иную роль, отмечает Данилов из «Велес Капитала». «Аккредитация компании и ее продукции на LME предоставляет определенный статус и служит гарантией качества и надежности продавца в глазах покупателя металлов, — говорит эксперт. — Таким образом, наиболее негативным последствием для отечественных компаний в результате потери аккредитации станет необходимость предоставлять ценовые скидки. Тем не менее «Норникель» и UC Rusal имеют весьма прочную репутацию на международных рынках металлов, не нуждающуюся в подтверждении со стороны Лондонской биржи, поэтому если и можно ожидать ценовых дисконтов при реализации продукции, то их размер будет минимальным».

 

Также, полагает Данилов, ограничения на импорт алюминия, меди и никеля со стороны Лондонской биржи и США с Великобританией в целом не приведут к перебоям в поставках цветных металлов клиентам российских компаний из других стран, поэтому не ожидается резкого взлета мировых цен на данные металлы, хоть в первые дни торгов и возможны спекулятивные всплески.

Фьючерсы на алюминий на LME в понедельник, 15 апреля, действительно выросли почти на 10%, превысив $2700 за тонну, что является самым высоким показателем с июня 2022 года. Фьючерсы на никель превысили $18 300 за тонну, приблизившись к предыдущему пику в $18 443 за тонну, зафиксированному 10 апреля, но все еще не достигнув уровня в $24 395 год назад. Фьючерсы на медь выросли на 3,2%, до $4,39 за фунт ($ 670 за тонну), достигнув самого высокого уровня за предыдущие 22 месяца. 

Кто может выиграть от новых санкций

Кто может заменить российские поставки, пока непонятно. Агентство Reuters, рассуждая о возможности замены российского алюминия, предполагало, что в случае введения ЕС в ближайшие месяцы запрета на поставки российского алюминия может случиться рост цен, как это было в 2018 году, когда были введены санкции против UC Rusal. В таком случае, посчитало агентство, Европа и США будут активно конкурировать за ближневосточный алюминий. В прошлом году, по данным Reuters, на Ближнем Востоке, включая ОАЭ и Бахрейн, было произведено 6,2 млн т алюминия, или почти 9% от мировых поставок. Примерно 2 млн т из них было отправлено в Европу и США. В результате потери российского алюминия Европа столкнется с дефицитом примерно в 500 000 т, часть из которого может быть компенсирована за счет возобновления работы простаивающих мощностей в регионе, а остальное пополнено за счет ближневосточных поставок.

Впрочем, ЕС пока не удается угнаться за США и Великобританией, хотя в союзе в течение нескольких месяцев обсуждалась возможность введения запрета на импорт российского алюминия. Но в последний, 13-й, пакет санкций, принятый 23 февраля, эмбарго включено не было. Однако источники Reuters cooбщили, что этот вопрос не снят с повестки дня. 

Крупные поставщики никеля в мире также присутствуют. В частности, аналитическое агентство Global Data предполагало, что поставки металла на рынок в нынешнем году могут нарастить Индонезия и Филиппины. А согласно прошлогоднему октябрьскому прогнозу Международной исследовательской группы по меди (ICSG), в нынешнем году на рынке меди должен был образоваться профицит металла в размере около 467 000 т за счет роста добычи, в частности, в Чили, Китае, Индонезии, Панаме и США, а также запуска новых предприятий по производству рафинированной меди в Индонезии, Индии и США. Хотя в мартовском прогнозе нынешнего года ICSG снизила оценку профицита до 84 000 т при производстве 2,374 млн т и потреблении 2,290 млн т, очевидно, что проблема хотя бы частичного замещения российского металла может быть решена.

 

Шанхайский полдень

Самые большие бонусы от новых санкций против российских цветных металлов может получить Китай, точнее, Шанхайская биржа. Введенные санкции не несут критических рисков для российских металлургических компаний, переориентировавших сбыт с США и Европы на Китай и другие государства Азии, особенно «Норникеля» — он давно расширяет в них свой экспорт, говорит Хазанов. Реализацию цветных металлов через CME и LME сам «Норникель», по его сведениям, не проводил, ею занимаются иностранные трейдеры.

«Зато пострадает от санкций именно LME: в марте 2024 года доля отечественного алюминия на ее складах достигала 91%, меди — 62%, никеля — 36%, — напоминает Хазанов. — Сокращение их притока на склады Лондонской биржи может привести к подъему цен, проблемам у ее клиентов и усилению влияния Шанхайской биржи Shanghai Futures Exchange, стремящейся потеснить LME в качестве мирового центра торговли цветными металлами — она изучает возможности для запуска сделок по купле и продаже фьючерсов на никель, предназначенных для международного использования, и постарается воспользоваться ситуацией для переманивания к себе партнеров LME». В конечном же счете российские металлургические производители будут усиливать присутствие на рынках стран Азии, тем самым компенсируя уход из США и Европы, полагает Хазанов.

В основном торговля российскими цветными металлами уже переориентировалась на азиатские страны, добавляет инвестиционный стратег УК «Арикапитал» и доцент Финансового университета Сергей Суверов. Поэтому, по его словам, экспорт UC Rusal и «Норникеля» в США и Великобританию был незначителен по сравнению с масштабами бизнеса этих компаний. «Нынешние санкции — это в определенном смысле выстрел в ногу, поскольку объемы российского металла перейдут с западных бирж на Шанхайскую, которая таким образом усилит свои позиции, — отмечает он. — Поскольку на Лондонской бирже достаточно большие запасы российских металлов, для LME санкции — не очень приятная новость, ведь с их уходом ее позиции в биржевой торговле ослабнут. Шанхайская биржа сделает все возможное, чтобы развить свою инфраструктуру, и я думаю, что у нее будут технические возможности для этого».

Последствия санкций для российских производителей оценить сложно: это будет зависеть от комбинации возможного дисконта на металл из России, который может снизить их выручку, и роста цен на металлы по причине их выпадения из цепочек поставок, который может этот дисконт частично или полностью компенсировать, полагает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Казаков. Казаков напоминает, что трейдеры, которые пользовались авторизованными складами LME, теперь лишились этой возможности и отныне российский металл смогут получать, минуя эти склады. «В какой-то степени пострадает LME и ее клиенты, — говорит эксперт. — Бирже нужно будет в какой-то момент замещать российский металл другим для поддержания достаточного уровня запасов на складах биржи».

 

«Норникель» и UC Rusal уже переориентировали экспорт в Азию

UC Rusal является единственным производителем первичного алюминия в России. По итогам 2023 года компания увеличила производство металла на 0,3% к предыдущему году, до 3,8 млн т, а также нарастила продажи алюминия и сплавов на 6,6%, до 4,2 млн т. Крупнейший производитель никеля в России и один из крупнейших в мире — «Норникель». По итогам 2023 года он несколько снизил производство металла — на 5%, до 209 000 т. Он также сократил производство меди на 2%, до 425 000 т. Другой крупнейший производитель меди в России — Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), чья головная компания «Уралэлектромедь» в 2023 году увеличила производство на 1,4% к 2022 году, до 431 162 т. Русская медная компания данных по производству не публикует, а ее сайт с прошлого года закрыт на реконструкцию. 

Если обратиться к отчетности «Норникеля» и UC Rusal по МСФО за 2023 год, то можно увидеть, что ни США, ни Великобритания не играют значимой роли в формировании выручки компаний, отмечает Данилов из «Велес Капитала». По его словам, общий вклад Северной и Южной Америки в доходы «Норникеля» в 2023 году составил лишь 10%, притом что в данную группу входят не только США, но и такие крупные экономики, как Канада и Бразилия. UC Rusal, отмечает Данилов, приводит разбивку выручки по странам, однако США и Великобритания если и фигурируют в ней, то лишь в строке «прочие», в которую включены страны с долей ниже 1%. «В любом случае «Норникель» и UC Rusal подготовились к возможным запретам, переориентировав экспорт: по итогам 2023 года вклад Европы в выручку «Норникеля» снизился до 23% с 51% в 2021 году, у UC Rusal — до 28% соответственно. Экспорт в Северную и Южную Америку у «Норникеля» снизился до 10% в 2023 году (в 2021 — 15%), у UC Rusal — до 1% с 15% (Северная Америка) и 9% (Южная) в 2021 году, в то время как доля Азии возросла у «Норникеля» до 51% с 26% , а у UC Rusal — до 38% с 21%», — говорит Данилов, отмечая, что он приводит сравнение с докризисным 2021 годом для наглядности, поскольку в 2022 году переориентация экспорта компаний уже началась.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

В ответ на объявленные США и Великобританией меры UC Rusal в понедельник, 15 апреля, опубликовал заявление, в котором отметил, что эти шаги не повлияют на способность компании осуществлять поставки металла на мировые рынки: «Действия в отношении российских металлов, недавно предпринятые правительствами США и Великобритании, и последующее уведомление, направленное LME своим членам 13 апреля 2024 года, не являются санкциями или исключением из списка каких-либо брендов UC Rusal, а скорее представляют собой приостановку поставок на склады LME и запрет на гарантийное обслуживание на глобальной бирже металлов в отношении алюминия российского происхождения, произведенного 13 апреля 2024 года или после этой даты». LME признает, что значительная часть рынка по-прежнему готова принимать поставки российского алюминия, говорилось в заявлении. UC Rusal также отметил, что видит большой спрос на российский металл, включая низкоуглеродистый алюминий и новые сплавы, со стороны различных конечных потребителей по всему миру. Это заявление, опубликованное на англоязычном сайте компании и процитированное агентствами ТАСС и «Интерфакс», с сайта вскоре исчезло. В то же время  Bloomberg и «Коммерсантъ» сообщили со ссылкой на близкие к UC Rusal источники, что компания опасается в результате новых санкций потерять треть объема экспортных продаж — 1,5 млн т —  из-за возможного отказа контрагентов работать с российской компанией. Представитель UC Rusal отказался прокомментировать Forbes противоречия в сообщениях.   

«Норникель» сожалеет о принятом решении, поскольку оно усугубит ценовую неустойчивость, повысит неопределенность в цепочке поставок и спровоцирует рост конечной цены, что отрицательно скажется на потребителях этих металлов по всему миру, говорится в присланном Forbes комментарии. Кроме того, повысится риск сбоев в работе рынков, так как снизится ликвидность металлов и вырастет стоимость финансирования важнейших промышленных цепочек поставок, предупреждает «Норникель». 

 

УГМК и РМК на момент выхода материала не ответили на запросы Forbes.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+