В России впервые за пять лет упало производство безалкогольных напитков
В России впервые за пять лет сократилось производство безалкогольных напитков, следует из данных Росстата. В январе-феврале оно упало на 3% год к году, до 112,2 млн дал. Продажи газировки в торговых сетях снизились на 1,1%. Эксперты объясняют это введением акциза на газировку с сахаром и стремлением россиян потреблять меньше сладких напитков
В России впервые за последние пять лет снизилось производство безалкогольных напитков. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на статистику Росстата. Согласно ей, в январе-феврале 2024 года производство упало на 3% год к году, до 112,2 млн дал.
Продажи газированных напитков в торговых сетях в первом квартале 2024 года сократились на 1,1% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных NielsenIQ. В денежном выражении продажи поднялись на 14,5%.
Эксперты, опрошенные изданием, связывают тенденцию в том числе с введением с октября 2023 года экспортных пошлин. Как пояснил президент Союзнапитков Максим Новиков, производителям теперь выгоднее продавать товары на внутреннем рынке, а при насыщении рынка может происходить снижение объемов производства.
Повлиять на ситуацию могло и введение в 2023 году маркировки на безалкогольные напитки и акциза на газировки с сахаром, отметил Новиков. «Обе меры потребовали от индустрии транслирования части затрат в стоимость продукции, а повышение цен, в свою очередь, напрямую связано со спросом и объемами производства», — указал он.
Введение акциза привело к увеличению себестоимости производства, подтвердил директор по стратегическому развитию Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров. На этом фоне наблюдается переток производителей в смежные товарные категории, которые не облагаются акцизом (соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы), рассказал председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. В январе-феврале 2024 года производство соков выросло на 25% в годовом выражении, отметил Гафаров.
Кроме того, к росту издержек у производителей привели изменение курса валют, удорожание логистики, дефицит кадров, перечислил эксперт. По его оценке, в результате стоимость сладких безалкогольных напитков у крупнейших производителей увеличилась на 10–15%.
В будущем тренд на снижение производства сладких безалкогольных напитков сохранится, ожидают опрошенные «Ведомостями» эксперты. По словам Павлова, россияне в последнее время стараются потреблять меньше сахара, поэтому отказываются от сладких продуктов. Такая тенденция соответствует политике государства по продвижению здорового образа жизни, добавил Гафаров.