Регулятор обеспокоился резким импортозамещением софта на ТЭС с иностранными турбинами
Отраслевой регулятор опасается возможных аварийных ситуаций на ТЭС с импортными турбинами при резком переходе на российские системы управления, узнал «Коммерсантъ». Системный оператор Единой энергетической системы призвал заменять иностранный софт на 250 турбинах ТЭС суммарной мощностью 25 ГВт на российский постепенно и после тщательного тестирования
Системный оператор Единой энергетической системы (АО «СО ЕЭС») обеспокоен резким импортозамещением программного обеспечения на ТЭС с иностранными турбинами, сообщили «Коммерсанту» источники в отрасли. Особенное беспокойство вызывает замена систем автоматического регулирования (САР) импортных турбин, которые контролируют технологические параметры работы по данным с датчиков. В «СО ЕЭС» опасаются, что установка сторонних систем может вызвать снижение скорости набора мощности турбины и ухудшение работы противоаварийной автоматики.
Отраслевой регулятор предлагает менять САР постепенно и попросил генерирующие компании предоставить планы ремонтов и замены ПО, а также провести испытания российского софта для проверки его влияния на характеристики турбин, рассказали собеседники издания. В «СО ЕЭС» уточнили, что знать о планах ремонтов важно, чтобы исключить одновременный массовый вывод из работы генерирующих мощностей.
В Минэнерго изданию сообщили, что все компании ТЭКа с критической инфраструктурой приступили к переходу на отечественные решения по всем классам ПО, которое перед вводом в эксплуатацию проходит тестирование. В «РусГидро» отметили, что «интенсивно ведут работу по импортозамещению ПО».
Всего в России установлено более 250 газовых турбин Siemens, General Electric, Alstom и других, общая мощность энергоблоков с импортными турбинами, по оценкам СО, достигает 25 ГВт. Обслуживание турбин остановлено из-за санкций, но их большая часть продолжает работать.
Независимый аналитик Юрий Мельников рассказал изданию, что САР отвечает за управление режимами работы установки. По его словам, выход критических параметров за пределы допустимых может привести к аварии. Екатерина Артеменкова из Kept среди трудностей при переходе на отечественные системы управления назвала совместимость работы при сохранении качества управления и эксплуатационных характеристик турбины.