К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Экономисты описали «каркас» для роста ВВП России на 3,5% в год


Первоочередная задача России состоит в том, чтобы в ближайшее десятилетие темпы роста ВВП поднялись на уровень не ниже 3,5%, считают экономисты. «Каркасом» для такого роста должны стать вложения в инфраструктуру и стимулирование потребительского спроса. Рывок без значительного притока прямых иностранных инвестиций маловероятен, предупреждают скептики

Россия «не в состоянии в обозримом будущем превзойти экономический потенциал своих оппонентов», но «огромной психологической победой» стали бы более значимые, чем у ведущих экономик мира, темпы роста, говорится в статье «Россия 2035: новое качество национальной экономики», опубликованной в журнале «Проблемы прогнозирования». Первым внимание на статью обратил РБК.

Среди ее авторов: директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Александр Широв; глава направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов;  главный экономист ВЭБ.РФ, ведущий научный сотрудник ИНП РАН Андрей Клепач; профессор Финансового университета при правительстве Андрей Блохин; заместитель директора ИНП РАН по научной работе Марат Узяков и заведующий лабораторией среднесрочного прогнозирования воспроизводственных процессов ИНП РАН Михаил Гусев.

«Первоочередная задача состоит в том, чтобы в ближайшее десятилетие среднегодовые темпы экономического роста поднялись на уровень не ниже 3,5%», — уверены они. В 2023 году ВВП России вырос на 3,6%. Власти в базовом сценарии ожидают роста экономики на 2,3% в 2024 и 2025 годах и на 2,2% — в 2026 году.

 

Обеспечить рост ВВП на 3,5%, по мнению экономистов, позволит создание инфраструктурного и потребительского «каркаса» экономики. Материальной основой такого роста может стать расширенное вовлечение в экономический оборот массовых первичных ресурсов и специализированных строительных технологий. В этом, по мнению экономистов, показателен опыт Китая, который с 2000 по 2020 год нарастил потребление топливно-энергетических ресурсов более чем в три раза, стали — почти в семь раз, производство цемента увеличил более чем в три раза.

В России, считают авторы статьи, масштаб развития инфраструктуры не соответствует задачам экономики и потребностям общества:  уровень покрытия сетью автомобильных дорог и транспортной подвижности населения в два-четыре раза ниже, чем в развитых странах, практически отсутствует сеть высокоскоростных магистралей. Для «демонстрации инвестиционных приоритетов государства» экономисты предлагают разработать четыре-пять проектов национального уровня по ключевым направлениям структурной трансформации. 

 

В потребительской составляющей «каркаса» эксперты предлагают сосредоточиться на жилье и транспортных средствах. Пока, по их мнению, уровень жилищной обеспеченности в России низок, и, чтобы достичь европейских стандартов, потребуется до 2050 года ежегодно вводить около 130–150 млн кв. м жилья. По данным Росстата, ввод жилья за 2023 год составил рекордные 110,4 млн кв. м. 

Уровень обеспеченности россиян легковыми автомобилями также существенно уступает показателям развитых стран, и для улучшения ситуации необходимо «форсированное развитие отечественного автопрома». К 2035 году, по их оценке, необходимо выпускать не менее 2,5 млн легковых автомобилей, в том числе не менее 400 000 электромобилей.

«При темпах жилищного строительства 3–5% и темпах производства легковых автомобилей 10–15% в год в среднем до 2035 года среднегодовая динамика потребления домашних хозяйств в ближайшее десятилетие может достигать 4–7%», — говорится в статье. Ее авторы уверены, что наращивание инфраструктурного и жилищного строительства позволит увеличить потребление первичных ресурсов на 2–3% в год. В результате потенциал роста российской экономики на период до 2030 года оценивается в 4–5% ежегодно.

 

Для создания предлагаемого авторами статьи «каркаса» необходимы в том числе достаточно масштабные операции с внешним миром, прокомментировал статью главный экономист «Эксперта РА» Антон Табах. С этим могут возникнуть «большие проблемы», объяснил он РБК. Странам, которые по каким-то причинам не могут активно расширять свое участие в глобальной торговле, сложно показать опережающий рост, согласен директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Рывок без значительного притока прямых иностранных инвестиций маловероятен, подчеркнул экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+