РБК рассказал об итогах перезапуска открывшихся на месте Zara магазинов новых брендов
Магазины Maag, Ecru и Dub, открытые бывшей «дочкой» испанской Inditex на месте торговых точек Zara, начали восстанавливать продажи в 2023 году. Выручка АО «Новая мода» в 2023 году составила 21 млрд рублей — более чем вдвое больше, чем в 2022-м, а убыток на фоне роста расходов — 5,4 млрд рублей, пишет РБК со ссылкой на бухгалтерскую отчетность компании
Бывшая «Зара СНГ» («дочка» испанской Inditex) — компания «Новая мода», развивающая магазины Maag, Dub, Ecru, Vilet на месте торговых точек Zara, — выручила от продаж в 2023 году 21 млрд рублей — более чем вдвое больше, чем в 2022-м, когда значительную часть года магазины «Зара СНГ» были закрыты (выручка — 9,7 млрд рублей). По итогам 2023 года «Новая мода» получила чистый убыток 5,4 млрд рублей на фоне увеличениях расходов против чистой прибыли 3,9 млрд рублей годом ранее, сообщает РБК со ссылкой на бухгалтерскую отчетность компании, которую изучило издание.
2023 год стал первым годом работы в России для новых брендов одежды. Первый магазин Maag в России, который позиционируется как замена Zara, открылся в апреле 2023 года. Следом за ним на месте бывших торговых точек Inditex стали появляться магазины Dub, Ecru и Vilet. Из отчетности АО «Новая мода» следует, что выручка от продажи одежды за 2023 год увеличилась с 5,4 млрд рублей в 2022 году до 19,8 млрд рублей, обуви — с 585,2 млн рублей до 1 млрд рублей. Общая выручка «Новой моды» значительно ниже, чем была у «Зара СНГ» в 2021 году — 57,2 млрд рублей. Общая выручка российского подразделения Inditex (магазины всех брендов) в 2021 году составляла €240 млн. На долю России приходилось около 8,5% общей чистой операционной прибыли испанской группы.
В год перезапуска «Новая мода» существенно увеличила расходы — с 13,8 млрд рублей в 2022 годом до 25,6 млрд рублей. В частности, материальные затраты выросли с 6,9 млрд рублей до 12,1 млрд рублей, коммерческие расходы — с 6,9 млрд рублей до 11,2 млрд рублей, по данным отчетности. Среднее количество сотрудников в 2023 году составило 3900 человек против 3700 в 2022 году. Из отчетности «Новой моды» следует, что в конце 2022 года компания заключила договоры с новыми иностранными поставщиками. Оплата осуществлялась в дирхамах. Товары на склад и в магазины начали поступать с марта 2023 года.
В российскую часть бизнеса Inditex входили магазины Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho, Bershka и Stradivarius. Бизнес «Зара СНГ» выкупила базирующаяся в ОАЭ Daher Group, у которой уже были франшизы Zara и Massimo Dutti для стран Ближнего Востока. Российские власти одобрили сделку в апреле 2023 года. Компанию, контролировавшую магазины под брендом Zara, переименовали в «Новую моду», под ее управлением объединили бренды, пришедшие на смену брендам Inditex. Материнской компанией «Новой моды» выступает Fashion and More Management DMCC из ОАЭ, а бенефициарами — граждане Ливана Хассан Дахер и Мохамад Али Дахер (обоим принадлежит по 50%). Другие юрлица Inditex в России — «Массимо дутти», «Бершка СНГ», «Страдивариус СНГ», контролировавшие магазины под этими брендами, — либо ликвидированы, либо находятся в стадии ликвидации.
На конец 2023 года у «Новой моды» было 243 магазина в России, по данным отчетности. Решение правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями в России предусматривало открытие в стране не менее 240 магазинов. Глава ретейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько уточнила, что у «Новой моды» осталась лишь половина от того числа магазинов, которое было у Inditex в России. По ее словам, поставки как минимум частично осуществляются с тех же фабрик, на которых изготавливаются товары для оригинального Inditex, но коллекции для России разрабатываются другие. РБК направил запросы в Maag, Dub и Ecru.
В отчетности «Новой моды» говорится, что компания планирует получать в 2024–2025 годах прибыль от продажи товаров, достаточную для покрытия недостатка оборотного капитала, в том числе за счет расширения бизнеса, увеличения продаж и выручки в магазинах, выхода на новые маркетплейсы, а также поиска потенциальных оптовых покупателей. По словам регионального директора департамента недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, разница в продажах с магазинами испанской группы постепенно сокращается. Малахатько рассказала, что «Новая мода» не планирует открытие новых магазинов, но компания стабилизировала поставки и ассортимент в магазинах. Эксперт прогнозирует рост выручки и получение прибыли у брендов Maag, Dub и остальных по итогам 2024 года.