В последний раз рейтинг крупнейших отельных сетей Forbes публиковал в допандемийном 2019 году. Тогда его участниками стали 14 иностранных компаний, работавших в России. Лидеры прошлого рейтинга — Marriott, InterContinental, Hyatt — ушли с российского рынка в 2022-м. Оставшиеся иностранные игроки приостановили свое развитие и расширение сетей, рассказал Forbes Алексей Мусакин, вице-президент Российской гостиничной ассоциации.
В рейтинге 2024 года в основном новые лидеры, в том числе сети, связанные с российскими миллиардерами. В него вошли отели «Сафмар» семьи Михаила Гуцериева, сеть Cosmos АФК «Системы», которую основал Владимир Евтушенков, гостиницы, работающие под брендом Azimut, Александра Клячина, группа отелей «Легенда» холдинга En+, основанного Олегом Дерипаской.
Единственная российская компания из рейтинга 2019-го, Azimut Hotels, в этом году возглавила список, ее номерной фонд за пять лет увеличился почти вдвое — с 6031 до почти 11 000 номеров. На втором месте — стремительно растущая Cosmos Hotel Group с 10 000 номерами, которая до конца этого года собирается открыть три отеля в Москве и Сочи. Замыкает тройку лидеров Radisson Hotel Group (9905 номеров), с 2018 года она принадлежит китайской компании Jin Jiang International Holdings.
После ухода иностранных гостиничных брендов смена управляющих компаний прошла почти незаметно для клиентов, в некоторых отелях сменились только вывески, при этом названия остались узнаваемыми, отмечает Дарья Кочеткова, управляющий директор сервиса бронирования «Островок». «И если в 2022 году была еще неопределенность, то в 2023-м все стабилизировалось, большинство отелей, в том числе люксовых, сохраняют те же стандарты сервиса», — уточняет она.
Благодаря восстановлению турпотока и деловых поездок, введению электронных виз для иностранцев 2023 год оказался в целом удачным для отельеров. Выросли тарифы и загрузка гостиниц в большинстве регионов. Средняя выручка с номера увеличилась на 30% по сравнению с предыдущим годом, рост опережал инфляцию, по подсчетам аналитиков Hotel Advisors. Для сравнения: в 2022 году прирост составил 5%.
Однако рентабельность гостиничной отрасли снижается из-за возросших расходов, она остается не самой привлекательной для бизнеса, убежден Сергей Данильченко, сооснователь Hotel Advisors. Отельеры перекладывают свои издержки на клиентов, гостиничные услуги заметно подорожали: в 2023-м цены выросли в среднем 15-20% по сравнению с предыдущим годом, говорят эксперты.
Классическим гостиницам больше приходится конкурировать с апартаментами и апарт-отелями, поясняет Дарья Кочеткова. На апартаменты сейчас приходится 19% всех бронирований на «Островке», тогда как в прошлом году их было 14%. Путешественники все чаще выбирают такие объекты для ночевок, особенно если поездка планируется с детьми или большой компанией: в городских отелях номера с несколькими комнатами стоят гораздо дороже.
Загрузка гостиниц в среднем по России в прошлом году приросла на 13,5%. Больше всего она увеличилась в Ростове-на-Дону — на 37%, Волгограде — 23% и Москве — 19%, по данным Hotel Advisors. «Но это всего лишь перетекание денег из одного кошелька в другой и восстановление турпотока в южные города», — замечает Данильченко. Например, загрузка номеров в Подмосковье остается невысокой — 54%. Абсолютным лидером стал Калининград, там отели были загружены в среднем на 74%.
Рост загрузки вынуждает девелоперов быстрее вводить в строй объекты, которые начали строить несколько лет назад. В 2024-м в Москве заявлено открытие пяти качественных гостиниц с общим номерным фондом на 729 номеров, по данным IBC Real Estate. С начала года уже открылись две гостиницы — Double Tree by Hilton Moscow Arbat и Stella di Mosca.
Кроме того, I квартал 2024 года стал рекордным по динамике вложений в гостиничную недвижимость за последние девять лет в России. Как подсчитали аналитики IBC Real Estate, в I квартале доля вложений в гостиничную недвижимость в общем объеме инвестиций стала рекордной с 2015 года и достигла 11% (в 2023 году было 6%, в 2022-м — 4%). Общая сумма сделок с гостиничными объектами с января по март составила 9,2 млрд рублей.
Как мы считали
В рейтинге представлены гостиничные сети с разными объектами размещения в России, в том числе городскими и загородными отелями, санаториями и пансионатами. Место каждого участника рейтинга определяется на основании размера номерного фонда в 2024 году — этот показатель представили сами участники, либо он взят с официального сайта гостиничной сети. В создании рейтинга мы опирались на информацию, предоставленную сетями, а также на данные консалтинговых и девелоперских компаний, Российской гостиничной ассоциации. Мы рассылали анкеты всем крупным игрокам с номерным фондом более 1000 номеров, чьи отели работают на нашем рынке. В рейтинг вошли только те компании, которые заполнили нашу анкету или разместили информацию о номерном фонде и отелях на своем сайте.