Латвия и Польша ввели ограничения на пропуск транзитных машин в Белоруссию
На границе Белоруссии с Литвой и Польшей в пунктах пропуска скопились автомобили с транзитными номерам. На въезде в страну застряли автомобили объемом двигателя более 1,9 литра или стоимостью свыше €50 000, сообщает телеканал «Беларусь 1». Пограничники сопредельных стран отказывают им в пропуске, расценивая перегон машин через Белоруссию как обход санкций против России
Латвия и Польша перестали пропускать в Белоруссию автомобили с транзитными номерами с объемом двигателя более 1,9 литра или стоимостью свыше €50 000, передает телеканал «Беларусь 1». По его данным, ограничения затронули пункты пропуска «Патерниеки» со стороны Латвии (сопредельный с белорусским погранпереходом «Григоровщина») и «Тересполь» — со стороны Польши (сопредельный — «Брест»).
Автомобили с транзитными номерами «попросту разворачивают на границе», сообщает телеканал со ссылкой на жалобы, которые 28 марта начали поступать с пункта пропуска «Патерниеки». Этот КПП — единственный, работающий с латвийской стороны. Польские пограничники ранее, на этой неделе, перестали пропускать машины с экспортным документами стран Евросоюза и прекратили выдавать экспортные декларации на автомобили.
В «Тересполе» скопилось множество автомобилей, которые должны были попасть в Белоруссию или транзитом доехать до России или другой страны ЕАЭС, передает «Беларусь 1». По данным телеканала, через границу пока без препятствий проезжают только машины из США и тех владельцев, у которых есть документы от производителей, получивших разрешение на ввоз автомобилей в ЕАЭС.
Телеканал напомнил, что в России с 1 апреля вырастет утилизационный сбор для автомобилей, которые ввозятся из стран ЕАЭС, включая машины, которые перегоняли из Европы. Перегонщиков и представителей автобизнеса ждут колоссальные убытки, отмечается в сюжете. Дополнительные затраты могут лечь на тех, кто «застрял по ту сторону границы», говорится в нем.
По словам автоюриста Евгения Грачева, тех, кто провозит машину через границу, обяжут предоставлять документальные доказательства того, что производитель знает, кто конечный покупатель этой машины, а ее транзит не является обходом санкций, и подтвердить, что машина, следующая транзитом, не останется в Белоруссии. «Как это будет выглядеть с юридической точки зрения, никто не знает. Какого-то типового документа не существует. Машина выходит с конвейера с определенным пакетом документов, и в них никакого доказательства или обязательства нет», — рассказал собеседник телеканала.
С 14 февраля транспортные средства с российскими номерами запретили использовать на территории Латвии. «При обнаружении использования российского транспортного средства, не зарегистрированного в Латвии, в дорожном движении по истечении этого срока, оно будет изъято и конфисковано. Конфискованные автомобили будут переданы Украине», — говорилось в заявлении местного Минтранса.
В сентябре 2023-го Еврокомиссия разъяснила правила применения действующих санкций. В них указывалось, что въезд в страны ЕС на личных автомобилях (таможенный код 8703 — автомобили для перевозки менее десяти человек), зарегистрированных в России, будет расценен как запрещенный импорт, даже если они используются в личных целях, а не в коммерческих. Позже ЕК опубликовала новое разъяснение, из которого следовало, что автомобили — это категория товаров, которые могут быть использованы для обхода санкций (как именно, она не уточняет), поэтому «национальные компетентные органы должны уделять им особое внимание».