Аналитики АКРА сообщили о рекордной выручке российских авиакомпаний в 2023 году
Выручка российских авиаперевозчиков за 2023 год превысила рекордный уровень 2019 года, хотя пассажиропоток откатился к 2017 году, подсчитали в АКРА. На аномально высокий уровень вышла и прибыльность перевозок, отмечают аналитики. Кроме роста стоимости авиабилетов на это повлияло увеличение средней дальности перелета почти на 20% за пять лет, считают они
Общая выручка российских авиакомпаний в 2023 году выросла на 31%, до 1,37 трлн рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на аналитический отчет АКРА, с которым ознакомилась газета. Аналитики отмечают, что это абсолютный максимум, который выше рекордного уровня 2019 года. При корректировке на инфляцию выручка сопоставима с уровнем 2014–2015 годов. Пассажиропоток (105 млн человек) вернулся к показателям 2017 года, следует из отчета.
Средний показатель RASK (выручка авиакомпании в расчете на один кресло-километр), по подсчетам АКРА, вырос на 16% год к году. Это в основном объясняется ростом цены билета. По оценке АКРА, с учетом накопленной с 2019 года инфляции (40%) в 2023 году рост цен на билеты лишь отыгрывал «отсутствие адекватной индексации в предыдущие годы». Увеличение RASK по итогам 2024 года, полагают в АКРА, не превысит прошлогодний уровень.
Другой причиной роста выручки авиакомпаний аналитики назвали увеличение средней дальности перелета — с 1850 км в 2019 году до 2200 км в 2023 году. Рост дальности они связали с развитием внутреннего туризма, частично заменившего поездки за рубеж, а также с удлинением маршрутов перелетов в незакрытые аэропорты юга России. По оценке аналитиков, это повлияло и на пассажирооборот, и на рост затрат авиакомпаний.
Показатель CASK (расходы авиакомпании на один кресло-километр) в 2023 году вырос на 2,7%, оставшись почти на уровне 2022 года. Соотношение доходов и расходов перевозчиков на кресло-километр (RASK/CASK) в 2023 году оказалось аномально благоприятным — 1,21. Для сравнения, с 2012-го по 2019 год динамика соотношения RASK/CASK находилась в диапазоне 1,04–1,13, а в 2020 году (пандемия COVID-19) падала до 0,88.
АКРА оценивает как маловероятное сохранение соотношения RASK/CASK на уровне 2023 года. По мнению аналитиков, наиболее значимый рост цен на авиабилеты уже произошел, а их дальнейшее существенное увеличение может негативно сказаться на объемах перевозок. Операционные расходы авиакомпаний продолжат увеличиваться из-за удорожания обслуживания парка и индексации расходов на оплату труда персонала, ожидают аналитики. В результате их выручка в 2024 году может оказаться в диапазоне 1,3–1,6 трлн рублей, а RASK/CASK снизится до 1,1–1,15.
Базовый сценарий АКРА предполагает, что динамика перевозок в 2024 году составит до 115 млн человек, стресс-сценарий — что пассажиропоток может упасть до 85–100 млн человек. Общая выручка авиакомпаний при худшем варианте развития событий может снизиться до 1 трлн рублей, а отношение RASK/CASK — опуститься ниже 1. Опрошенные газетой авиакомпании воздержались от комментариев.
При низкой маржинальности перевозок и сокращении господдержки, считает источник газеты в отрасли, перевозчики будут вынуждены перекладывать рост себестоимости перелетов на пассажира. После завершения страхового урегулирования претензий иностранных лессоров к расходам перевозчиков добавятся лизинговые платежи, пусть и по льготной ставке, добавила аналитик канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова. По ее мнению, при уровне инфляции в 7% и ожидании роста реальных доходов населения в 4% рост цен на билеты в пределах 10–11% «не скажется на пассажиропотоке».
Стоимость авиабилетов на рейсы по России в экономклассе в феврале 2024 года выросла на 42% год к году, превысив 7000 рублей на 1000 км полета, следует из данных Росстата. Сильнее всего подорожали рейсы в Барнаул, Грозный, Благовещенск, Мурманск и Улан-Удэ. Представители авиакомпаний и сервисов для туристов отмечают, что цены продолжили расти и в марте. Среди причин называют рост издержек у перевозчиков и сокращение субсидий.