Аэропорт Сочи запросил режим открытого неба для привлечения иностранных авиакомпаний
Аэропорт Сочи запросил для себя режим открытого неба, который позволит иностранным авиакомпаниям летать через него в третьи страны. Это поможет привлечь иностранных туристов и открыть новые международные маршруты, заявил владелец аэропорта. Минтранс идею не поддержал из-за риска снижения «доступности данного направления для российских граждан». По мнению экспертов, ведомство хочет защитить российские авиакомпании от конкуренции с зарубежными
Аэропорт Сочи запросил для себя у российский властей режим открытого неба, который позволит иностранным перевозчикам летать через него в третьи страны. Об этом пишет РБК со ссылкой на адресованное Минтрансу письмо гендиректора компании «Аэродинамика» (владеет и управляет аэропортом) Алексея Старостина. Обращение было направлено в конце 2023 года, ввести режим предлагается с 2024 по 2027 год.
Введение пятой степени «свободы воздуха» позволяет обходить часть ограничений межправительственных соглашений об авиаперевозках. Благодаря ей авиакомпания может летать между двумя зарубежными странами, если перелет начинается или заканчивается в стране ее регистрации. При этом аэропорт второй страны в этом случае считается пересадочным хабом, поясняет РБК.
«Авиакомпании из стран Ближнего Востока и СНГ заинтересованы в открытии рейсов в Сочи, но со снятием ограничений по пятой «свободе воздушного пространства» и использованием Сочи в качестве транзитного пункта», — отметил Старостин. По его мнению, введение режима открытого неба помогло бы открыть новые международные маршруты и привлечь иностранных туристов, способствовало бы развитию конкуренции авиаперевозчиков и снижению стоимости авиабилетов.
Среди стран, чьи авиакомпании смогут осуществлять рейсы в Сочи, Старостин назвал Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовскую Аравию, Иорданию, Оман, Ливан, Пакистан, Ливию, Сирию, Эфиопию, Тунис, Марокко и ЮАР. При этом на новые направления, по прогнозу главы «Аэродинамики», придется «до 5% от общего пассажиропотока аэропорта, что не скажется на обслуживании рейсов и на подтверждении слотов российских авиакомпаний».
В Минтрансе РБК заявили, что считают инициативу Старостина преждевременной, поскольку введение режима в Сочи «может негативно сказаться на транспортной доступности данного направления для российских граждан». Министерство стремится развивать авиасообщение с иностранными государствами, но безусловным приоритетом является развитие внутреннего туризма, подчеркнули в пресс-службе.
За позицией Минтранса стоит протекционизм и желание защитить отечественные авиакомпании, заявил РБК гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. «Цены на билеты за границу существенно выросли, российские перевозчики заинтересованы в полетах за рубеж, чтобы зарабатывать. А если пустить на рынок ближневосточных перевозчиков, у которых и сервис сильнее, и финансовое состояние лучше, то есть они могут демпинговать, то «вытолкнуть» их с рынка впоследствии будет достаточно сложно», — пояснил эксперт.
Исполнительный директор «АвиаПорта» Олег Пантелеев согласился, что российские авиакомпании будут выступать против введения пятой «свободы воздуха» в Сочи и в других аэропортах. Либерализация авиасообщения усилит конкуренцию за слоты, которая особенно сильна в Сочи в высокий сезон, и за пассажира, которого будут забирать иностранные авиакомпании, отметил он.
Старостин в письме заявил, что вопрос о новом режиме был проработан с ведущими российскими авиакомпаниями, включая «Аэрофлот», Red Wings, Nordwind, iFly и «Азимут». При этом представитель «Аэрофлота» заявил РБК, что авиакомпания «категорически возражает против предоставления дополнительных преимуществ иностранным авиакомпаниям на тех направлениях, где российские перевозчики выполняют полеты или заинтересованы в их выполнении». Остальные упомянутые в письме перевозчики не ответили на запрос.