«Коммерсантъ» узнал об удвоении числа отставленных от движения локомотивов за год
У РЖД возникли сложности с обслуживанием локомотивов: число поездов, отставленных от движения, за 2023 год выросло более чем вдвое, выяснил «Коммерсантъ». Аналитики не видят перспектив быстрого улучшения ситуации
Число поездов, отставленных «из-за недосодержания эксплуатируемого парка локомотивов к установленному плану по видам движения» выросло в 2,4 раза, до 42 600, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на раскрытие информации РЖД. Возможности вывоза груза из-за большого объема ремонта локомотивов и их длительного нахождения у сервисных компаний уменьшаются, сказали в РЖД.
В компании пояснили, что план перевозок формируется исходя из определенного уровня технической готовности локомотивов, то есть доли времени, когда они должны находиться в работоспособном состоянии. «Однако по независящим от компании причинам этот показатель не выполняется», — отметили в РЖД. Ситуация обострилась в четвертом квартале 2023 года, уточнили в компании.
Между тем проблема отсутствия или ожидания локомотивных бригад в 2023 году проявилась не так остро: число простоев по этой причине сократилось на 15,7%, до 3700. В сервисных предприятиях, например в компании «ЛокоТех», рассказали, что начали производить превентивную замену критичных деталей — это должно снизить число неисправностей. Итоги эксперимента в «ЛокоТехе» подведут во втором полугодии.
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин оценил, исходя из прогнозов РЖД: в 2024 году ежедневно более двадцати поездов не будут обеспечены локомотивной тягой из-за низкокачественных регламентных работ. Он полагает, что в ближайшее время ситуация не улучшится. Собеседник добавил, что создается впечатление, что РЖД исчерпали возможности воздействовать на поставщиков локомотивов с целью ускорения ремонта.
Главный редактор Rollingstock Agency Сергей Белов назвал несколько причин проблем с обслуживанием локомотивов. Это износ парка оборудования в ремонтных депо, во-первых. Во-вторых, значительная импортная составляющая в локомотивах. Так, магистральные тепловозы платформы ТЭ116/ТЭ116У производились в Луганске и содержат значительную долю компонентной базы, выпущенной на Украине. Для локомотивов более современных серий потребовалось создание аналогов, развитие производств и отработка новых узлов. В-третьих, в отрасли острый дефицит кадров.