РБК узнал о поиске покупателя или инвестора для производителя водки «Пять озер»
У «Алкогольной сибирской группы» может появиться новый владелец — основатель компании Андрей Стрелец ведет переговоры о продаже бизнеса, выяснил РБК. В самой компании — производителе водки «Пять озер» сказали, что ведут поиск дополнительного инвестора. На рынке одним из интересантов называют президента группы Ladoga Вениамина Грабара
Основатель «Алкогольной сибирской группы» (АСГ, выпускает водки «Белая березка», «Хаски» и «Пять озер») Андрей Стрелец ведет переговоры о продаже бизнеса. Об этом пишет РБК со ссылкой на источники на алкогольном и финансовом рынке. Представители Стрельца, в частности, обращались по поводу ведения сделки в два крупных банка.
В самой группе изданию заявили, что ведется поиск «дополнительного инвестора, а не покупателя бизнеса». В АСГ такой шаг объяснили намерением «развивать бизнес и расширять сферы своего присутствия в новых категориях и сегментах». В компании сказали, что для АСГ теперь присутствие в топ-3 водочных производителей России перестало быть главной целью. АСГ выпускает водки «Белая березка», «Хаски» и «Пять озер», настойки «Сиббиттер», джин Broom, несколько брендов виски и занимается импортом зарубежного алкоголя. Ранее она развивала и новосибирскую сеть алкомаркетов «Астор», но впоследствии Стрелец продал ее.
До конца 2022 года долями в ООО «АСГ» (основное юрлицо, создано в 2008 году) владели кипрские VP Island Limited и Tradeline Solutions Limited, затем 100% перешли супруге Стрельца — Ларисе Стрелец. В конце 2023 года 99% перешли эмиратскому Boreal Spirits, который, по данным самой АСГ, входит в ASG Global. Boreal Spirits входит в кипрскую KPO Marketing Company, которой, по ее собственным данным, а также судя по данным СПАРК, принадлежат права на ряд брендов АСГ и зарубежные марки компании.
Права части брендов непосредственно у ASG Global. KPO Marketing Company Limited, по данным реестра кипрских компаний, возглавляют Андрей Стрелец и Татьяна Гомля (оба в должности директора). Единственным владельцем кипрской компании выступает зарегистрированная в Гонконге Solex Holding Limited. Эта компания получила акции KPO Marketing Company Limited в марте 2023 года. Собеседники РБК на алкогольном рынке настаивают на том, что Стрелец намерен продать всю компанию.
Три источника РБК назвали в качестве одного из интересантов президента группы Ladoga (водка «Царская», джин Barrister) Вениамина Грабара. В АСГ сказали, что не рассматривают Ladoga «в качестве соинвестора», а сам Грабар отказался от комментариев по поводу переговоров с АСГ о покупке бизнеса. Один из собеседников рассказал о двух непрофильных интересантах, предлагающих «приличную цену».
По мнению директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, основную ценность бизнеса АСГ составляют бренды, а не заводы. Бренды оцениваются исходя из объема вложенных в их продвижение средств за все время, долю на рынке и уровень дистрибуции, сказал основатель брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман. Профильному игроку, особенно в водочном бизнесе, будет проще сохранить популярность приобретаемых марок, поскольку он понимает специфику рынка и сможет дополнить собственные успешные бренды новыми успешными марками, считает эксперт.
По оценке инвестиционного банкира Ильи Шумова, с учетом дальнейшего потенциала роста бизнеса и премии за контроль мультипликатор АСГ может составить 6.5–7.0х EBITDA и даже выше. Он привел в пример текущий мультипликатор EV/ EBITDA Nobabev Group (ранее — Beluga Group) — около 5.3х. В феврале 2024 года IPO провел Калужский ликеро-водочный завод «Кристалл», мультипликатор EV/ EBITDA «Кристалла» с учетом привлеченного финансирования и прогноза EBITDA по 2023 году составляет сейчас около 17.0х.